Как надя леже побывала в минске и хотела за свой счет украсить фасад дворца спорта

Почему Крупская осталась Крупской?

Надежда Константиновна во всех документах после замужества писалась Ульяновой. Но подписывалась везде, как Крупская. А среди революционеров ее вообще знали под кличками: Онегина, Минога, Рыба и т.п. Это помогало ей сохранить дистанцию от своего мужа, как бы «вести свою жизнь».

Ходили слухи о том, что эта женщина во время ссылки в Шушенском завела себе любовника, поэтому и осталась Крупской. Но это на самом деле не так: условия пребывания в этом месте были настолько строгими, что даже в отхожее место сложно было ходить не по времени, не то, что к любовнику. За всеми политзаключенными строго следили, да и не надо это было Надежде Константиновне, вышедшей замуж по любви.

Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. Это случилось после Революции, когда она поменяла паспорт и взяла старую свою фамилию.

Вся семья за одним столом

Смерть Ильича и противостояние Сталину

В 1921 году Владимира Ильича сразил инсульт. Вождя народов парализовало. Жена была рядом – она ухаживала за Лениным, старалась возвратить к прежней жизни, учила говорить, писать и читать. В то время Надежде Константиновне удалось сделать невозможное – даже сейчас после инсульта люди с трудом восстанавливаются.

Ленин не только восстановился, но и стал работать с удвоенной силой. Чего делать не следовало – второй инсульт свалил его окончательно. Крупская уже ничем не могла помочь. Ленин скончался в 1924 году в возрасте 53 лет.

Надежда Константиновна не прекратила работать. Она занималась делами детей-беспризорников, но в то же время осуждала методы Макаренко и стихи Чуковского. Последний даже какое-то время перестал писать свои «идеологически вредные» стихи. Еще у вдовы были довольно сложные взаимоотношения с новым вождем народов – Иосифом Сталиным.

Еще в середине 20-х годов вдова Ильича поддерживала политику, которую предлагали Каменев и Зиновьев, осуждала террор в стране, высказывалась об этом в своих статьях. Правда, потом признала свои суждения ошибочными. Были сплетни о том, что на съезде КПСС Крупская хочет зачитать последнее письмо Ленина, в котором он указывает, кому быть генеральным секретарем ЦК.

В. И. Ленин после инсульта

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

BOOK CARVING — «Резьба по книге», преобразование книги в скульптуру путем вырезания из нее ненужных (по мнению и замыслу художника) частей. Может быть, такая «порча» книг многим покажется и кощунственной, но книги, идущие в ход для этого занятия уже списаны из библиотек или из магазинов, а зачастую и просто выброшены. Так что люди возвращают им новую жизнь. Популярность этого нового вида искусства в последнее время стала достаточно велика. Это занятие требует много терпения и усидчивости, а также умения мастерски обращаться со скальпелем, ножницами, и прочими колющими и режущими инструментами. Но без художественного таланта, богатой фантазии и умения мыслить в перспективе у вас мало что получится. Ведь для того, чтобы создавать грандиозные «книжные» скульптуры, необходимо «видеть» готовый результат еще до того, как книга в целости и почти сохранности лежит на столе, нетронутая ни ножом, ни ножницами

Борис Куприянов — российский издатель и публицист

…в основном библиотеки занимаются всем чем угодно, но только не литературой и чтением….многие библиотекари, к сожалению, не умеют читать, они относятся к чтению как к досуговой практике. И это огромная проблема, это мощнейшая профессиональная деформация. Когда вы будете разговаривать с библиотекарем, он расскажет вам про все свои проблемы — с финансированием, кадрами, часами работы, отчётностями, — но никто никогда не скажет о проблемах, связанных с чтением и книгами, почти никто. Есть много ценнейших работников, которые читают, разбираются и понимают контекст. Но что касается большинства, то для них чтение не является критерием профпригодности. Я все время издевался над ними, спрашивая, кто какие литературные премии недавно получил — «Большую книгу», Нобелевскую. Очень редко кто отвечал …Библиотеки нужно вернуть в рамки литературного и книжного мира страны, из которого они абсолютно вынесены

Примечания

  1. . BnF catalogue général. Дата обращения: 20 августа 2015.
  2. Казаков, Владимир . Постоянный Комитет Союзного государства (19 августа 2013). Дата обращения: 18 мая 2015.
  3. Источники, говоря о числе детей в семье Ходасевичей, называют цифру 9.
  4. Л. Дубенская. Рассказывает Надя Леже. М., 1978; С.23-28
  5. . РУП «Белпочта» (2014.10.29). Дата обращения: 20 августа 2015.
  6. Краткая биография С. Грабовского на сайте посольства Польши в Риге: . Ambasada Rzeczypospolitej Polskiej w Rydze. (2012). Дата обращения: 20 августа 2015.  (польск.)
  7. Леже вместе с Амеде Озанфаном открывают так называемую Академию современного искусства (Académie de l’Art moderne) в арендуемой Леже с 1913 студии, в доме № 86 по улице Нотр-Дам-де-Шан в Париже. В числе преподавателей академии — Александра Экстер и Мари Лорансен.
  8. . «Kubisme.info» (28 апреля 2015). Дата обращения: 25 мая 2015.  (нид.)
  9. Редактировал издание Ян Бржековскийrupl (Jan Brzękowski, 1903—1983), польский поэт, теоретик искусства и литератор, участвовавший в нескольких авангардных объединениях Польши.
  10. Состав участников выставки: Василий Кандинский, Пит Мондриан, Хоакин Торрес Гарсиа, Хулио Гонзалес, Луиджи Руссоло, Ханс Арп, Софи Тойбер-Арп, Курт Швиттерс, Ле Корбюзье, Вилли Баумейстер и др.
  11. Л. Дубенская. Рассказывает Надя Леже. М., 1978; С.196
  12. В 1952 году Фернан Леже купил старую таверну Gros Tilleul с намерением устроить здесь свою студию.
  13. Купчая на дом была оформлена 17 июля 1955 года.
  14. Андрей Свечин французский архитектор русского происхождения. Помимо Музея Фернана Леже в Бьоте (—), он построил виллу Марку Шагалу, руководил реставрацией Православного собора в Ницце.
  15. В музее хранится самая большая в мире коллекция работ Леже. Здесь представлены различные периоды его жизни и, соответственно, различные этапы 50-летнего творческого пути художника, от первых неоимпрессионистских опытов и новаторских кубистических работ конца 1900-х годов, до возвращения к фигуративным формам в 1940-х.
  16. О горькой судьбе подаренных Надей Леже Советскому Союзу мозаичных портретов: Зиновьева, Лариса . газета «Встреча», №50, 2009 г. Дубна. Дата обращения: 11 мая 2015.

Встреча с Лениным и венчание

Владимир по кличке «Старик» впервые встретился с Надей в 1894 году на квартире, где собирались «революционно-настроенные люди»

Правда, в тот день будущий Ленин, а тогда умный и энергичный юноша 24 лет, обратил на себя внимание отнюдь не Надежды, а ее более обаятельной подруги, Апполинарии Якубовой. Они встречались некоторое время, а потом Ильича упекли в тюрьму

Но почему-то он доверился не Якубовой, а скромной Наденьке Крупской.

Владимир Ильич понял, что нашел родственную душу. Надежда угадывала его с полуслова, была настоящей «подругой дней суровых». Вскоре она и сама угодила в ссылку на 3 года. Влюбленные писали друг другу письма и наконец воссоединились в сибирском селе Шушенское. Правда, для этого им пришлось повенчаться в церкви 22 июля 1898 года.

По законам Российской империи без брака мужчина и женщина не могли жить под одной крышей. Тем более политзаключенные. Но к тому, чтобы узаконить отношения заключенных, относились хорошо и всегда шли на встречу таким бракам. Считалось, что так люди остепенятся и станут думать о семье, а не о революции. Но, как показало время, не в случае с Крупской и Лениным.

Ссылка в селе Шушенском

Профессиональные библиотечные праздники. КАЛЕНДАРЬ на год

6 февраля — Национальный день библиотек «National libraries day» (Великобритания);

8 февраля — «День кредита «Lainan päivä» и библиотечная неделя «Kirjastoviikko» (Финляндия);

14 февраля — День влюблённых в библиотеку ‘Library Lover’s Day’(Австралия);

13 апреля (2016) — Национальный день библиобусов National Bookmobile Day (США);

10 — 16 апреля (2016г.) — Национальная неделя библиотек National Library Week (США)

20-25 апреля — Неделя библиотек «Bibliotēka nedēļa» (Латвия)

23-30 апреля — Nacionalinė bibliotekų savaitė — Национальная неделя библиотек (Литва);

23 апреля — праздник для библиотекарей (Чили);

23 апреля — день библиотек (Ziua Bibliotecarului) (Румыния);

23 апреля – день библиотек «Bibliopride» (Италия);

26 апреля — день библиотек (Аргентина);

30 апреля — день библиотек (Грузия);

30 апреля — день библиотек (Япония);

8 — 15 мая — общенациональный День библиотекаря и библиотек Оgólnopolski Dzień Bibliotekarza i Bibliotek (Польша);

27 мая — Всероссийский день библиотек (РФ);

27 мая — День библиотек «Кыргызстандын китепканалар күнү» (Кыргызстан);

31 августа — праздник библиотекарей (Непал);

8 сентября — День библиотек Bókasafnsdagurinn (Исландия);

15 сентября — День библиотек — Дзень бібліятэк (Беларусь);

23 сентября — День публичных библиотек (Аргентина);

30 сентября — Всеукраинский день библиотек — Всеукраінский день бібліотек;

Октябрь — месяц канадских библиотек (Canadian Library Month);

1 октября — Национальная неделя библиотек Bibliopride (Италия);

3 октября — Международный день школьных библиотек;

3-9 октября — Неделя библиотек «Австрия читает. Место встречи – библиотека»;

3-9 октября — Неделя библиотек Országos Könyvtári Napok (Венгрия);

7 октября — День библиотек Армении;

16 октября Праздник чтения во Франции;

12-16 октября- Дни библиотек «Страсть к чтению» (Бельгия);

20-30 октября — Дни библиотек «Raamatukogupäevad Kohtume raamatukogus!» (Эстония);

24 октября — День библиотек Bibliotheken (Германия);

24-30 октября — Неделя библиотек Woche дер Bibliotheken (Германия);

24 октября — День Библиотек (Испания);

16 по 22 ноября – Неделя библиотек LibraryIrelandWeek (Ирландия);

20 ноября – день библиотек Словении;

Мозаики в Центре ядерной физики

Но далеко не все идеи, которые предлагала Надя, были успешно реализованы.

Так, она предложила для столичного Дворца спорта мурал Фернана Леже. Он в 1930-е годы отказался передать его в фашистский Берлин. Но советских чиновников не устроил — тема спорта выглядела слишком абстрактно. Но поскольку Леже был коммунистом, власти отказались вежливо, сославшись на дорогую перевозку.

Еще одна любопытная история связана с мозаиками Нади. Она решила изобразить на них 67 человек, которые прославлены во всем мире: Пикассо, Шагала, Маяковского, Ленина, Циолковского. Каждая из этих мозаик весила 200 кг. Когда их привезли в СССР, было непонятно, где их разместить.

— В Минкульте случайно оказался руководитель Института ядерных исследований, и ему навязали эту выставку. Он согласился, и вагон с мозаиками переправили в Дубну (центр по исследованиям в области ядерной физики в Московской области). Леже, увидев эту «аллею героев», была чрезвычайно разочарована. Она прекрасно понимала, что под морозным небом России хрупкая средиземноморская смальта (цветное непрозрачное стекло. — Прим. TUT.BY) погибнет. Как человек вежливый, она ничего не сказала, и судьба мозаик в Дубне оказалась плачевной. Естественно, через несколько лет они разрушились, их отремонтировали и убрали. Правда, в 1990-х часть из них отреставрировали. Их и сейчас можно увидеть в Дубне.

В 1972 году 15 мозаик Нади выставлялись в фойе минского Дворца спорта. Это была ее единственная персональная выставка в Минске. А в 1989-м шесть мозаичных панно попали в Зембин (теперь агрогородок в Борисовском районе). Уже после ее смерти председатель местного райисполкома написал в Дубну письмо с просьбой передать на родину Нади часть мозаик. Наш музей финансировал перевозку и установку этих мозаичных плит в Зембине. А вскоре СССР распался, и два года спустя это стало невозможно.

— Английские специалисты по авангарду пишут, что портрет Пикассо, который создала Надя Леже, утрачен или его местонахождение неизвестно. А он в Зембине, в местном Музее народной славы. Там же и портреты Леже и Шагала — все просто в идеальном состоянии. Достаточно было поместить эти мозаики под крышу.

***

По словам Надежды Усовой, после смерти Нади в 1982 году она не нашла ни одного ее некролога в белорусской прессе.

— Она — страстная коммунистка и умерла 7 ноября — в день Октябрьской революции в номере дорогого отеля. А 10 ноября скончался Брежнев. Было не до Нади Леже… Долгое время не было известно даже точной даты ее смерти. В Энциклопедии литературы и искусства 1987 года названа дата не 1982, а 1983 год. В 1983-м в издательстве «Юнацтва» была переиздана книга Любови Дубенской «Надя Леже рассказывает.» А после перестройки наступило долгое забвение до начала 2000-х. Это абсолютно несправедливо. Не так много уроженцев нашей страны были известны во всем мире и, проживая за границей, считали себя именно белорусами, и так много сделали для своей родины.

Спустя четверть века все изменилось: появились фильмы и статьи о Наде, наши дипломаты в Швейцарии купили и подарили музею три оригинальные ее работы — в том числе ее автопортрет (сейчас он в экспозиции музея). А в сентябре 2019 года в Художественном музее планируется выставка творчества Нади Леже.

Новости партнёров

США направили Путину приглашение нанести осенью визит в Вашингтон

Что случилось с музыкой за неделю: в Москву приедет Албарн, и хорошие новые альбомы

Глава Apple призвал Китай стать более открытым ради развития мировой экономики

Путин сделал бизнесменам неожиданный подарок: после возмещения не посадят

Замгендиректора «Швабе»: мобильные комплексы онкодиагностики экономически эффективнее

История техники огнеборцев. Химия и пожарная автоматика. Окончание

Детский омбудсмен проверит ЧП со стрельбой между подростками в Свердловской области

СМИ: разрабатываемый в России эсминец может стать самым вооруженным кораблем в мире

«Леже, конечно же, наивная идеалистка, думала, что при социализме — рай небесный на земле»

Белоруска смогла совершить чудо: благодаря ее связям и личному знакомству с министром культуры Франции поэтом Андре Мальро Фурцевой удалось показать выставку Пикассо в 1956 году, привезти в Советский Союз «Джоконду» в 1974 году.

— Они тесно общались с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой и даже вместе выбирали парижские наряды. Леже познакомила чиновницу с писателями Луи Арагоном и Эльзой Триоле, музой Маяковского Лилей Брик, Пикассо, Шагалом. А Фурцева даже предоставила Наде дачу в Переделкине, которую впоследствии выкупил Зураб Церетели. Если бы не это знакомство, эти выставки не состоялись. Тогда был «железный занавес» — и советские люди, любившие искусство, жили с мыслью, что никогда не увидят «Джоконду». А Фурцева решила — почему бы и нет? Надя была ее активной помощницей, несколько лет вела с ней переписку, подчас весьма откровенную: «Я абсолютно не согласна с социалистическим реализмом в живописи, который сейчас существует в СССР, ибо в нем нет живописи…» После внезапной смерти советской чиновницы в 1974 году писала родным, что делает проект гранитного надгробия для Фурцевой с мозаичным портретом, но поехать на похороны не смогла из-за болезни. Конечно, ее проект не приняли, а отдали советскому скульптору Льву Кербелю. Знала бы она, что это монументальное богатое надгробие она делает для себя — мне кажется, так решил ее последний муж Жорж Бокье…

После того как связи в Москве были налажены, пришло время приехать на родину. Это случилось в 1959 году. Надя и до этого переписывалась с матерью (ей разрешали как художнице-коммунистке). В Зембине напротив церкви сохранился в перестроенном виде небольшой дом ее сестры, там Надя останавливалась. Говорила чисто на белорусском языке образца 1920-х, хотя писала с ошибками по-русски.

— Она, конечно же, наивная идеалистка, думала, что при социализме — рай небесный на земле. Когда приехала в СССР, то была поражена — поняла, что здесь происходит, но все равно веры своей не утратила. Ее удивляло, что советские школьники не знают ни мировых шедевров, ни современного искусства Запада.

Тогда появилась идея: создать на своей родине «Музей музеев» — огромный образовательный проект с репродукциями и слепками мировых шедевров. Она советовалась с Аладовой, где лучше его разместить, возможно ли в Витебске?

— Для создания этого музея Надя подарила нашему художественному 387 факсимильных репродукций — шедевры мировой живописи, скульптуры, графики. Они были сделаны на настоящем холсте — так, чтобы виден был каждый мазок. В течение 20 лет эти репродукции ездили на выставки в районные и сельские музеи — где они только не побывали. Случалось, люди не верили, что это не подлинники. Неужели они думали, что им в Осиповичи привезут Матисса? Но эти репродукции были очень хороши, тогда советская печать еще не могла такого сделать. Во времена информационного голода и отсутствия интернета Надя Леже дала возможность увидеть классику мировой живописи. Хотя теперь каждый может посмотреть высококачественную репродукцию на своем компьютере.

Как рассказывает Надежда Усова, большая часть репродукций до сих пор хранится в Художественном музее и Музее народной славы в Зембине. А вот часть находится в Суворовском училище.

— Два года назад я специально пошла в Суворовское, и мне показали эти репродукции — все коридоры суворовского училища наполнены импрессионистами и Ван Гогом. Мы отдали им репродукции еще в 1980-е. Причем сперва какую-то патетическую графику на военные темы. А потом что-то такое случилось, и им выдали репродукции французских импрессионистов и того же Ван Гога. И с тех пор Суворовское не хочет отдавать их. Каждый раз мы им предлагаем что-то другое, но они просят оставить эти репродукции. Но, может, это и хорошо. Многие белорусские школьники просто зомбированы: ведь в их учебниках только передвижники или какой-то фотографический реализм. Все остальное они уже воспринимают как мазню. А эти кадеты, которые каждый день пробегая по коридорам, видят репродукции Ван Гога, будут спокойно относиться и к широкому мазку, открытому цвету и этюдности.

ЮБИЛЕИ НАШИХ ДЕРЕВЕНЬ!

490 лет (1526) наиболее раннего упоминания в письменных источниках следующих населенных пунктов: Дубени, Мстиж, Мажница.

475 лет (1541) наиболее раннего упоминания в письменных источниках д. Забашевичи.

430 лет (1586) наиболее раннего упоминания в письменных источниках д. Упиревичи.

375 лет (1641) наиболее раннего упоминания в письменных источниках: Селище (Мётченский с/с), Старая Мётча.

335 лет (1681) наиболее раннего упоминания в письменных источниках д. Застенок.

285 лет (1721) наиболее раннего упоминания в письменных источниках: Жерствянка, Заболотье (Зембинский с/с), Замошье, Холмовка, Черневичи.

260 лет (1756) наиболее раннего упоминания в письменных источниках д. Соболевка.

245 лет (1771) наиболее раннего упоминания в письменных источниках д. Боровляны.

235 лет (1776) наиболее раннего упоминания в письменных источниках: Зарембы, Малышки, Маячное (до 1964 — Поросятники), Рубленики, Слабодка.
230 лет (1781) наиболее раннего упоминания в письменных источниках д. Каменка (Зембинский с/с).
200 лет (1816) наиболее раннего упоминания в письменных источниках: Барсуки, Берня, Борки (Зачистский с/с), Брусы, Горовец, Дубрава, Заручье, Клыпенка, Курган.

Дворянка в третьем поколении

В семье поручика Константина Игнатьевича Крупского в 1869 году родилась единственная дочка Наденька. Отец девочки служил в Польше, но его заметили среди тех, кто поддерживал польское восстание. Константина Крупского обвинили в том, что он хорошо знал польский язык, умел танцевать мазурку, и разжаловали, лишив права поступать на госслужбу.

Дело продлилось много лет и завершилось оправдательным приговором незадолго до того, как глава семейства умер от чахотки. И все это время обеспечением семьи занималась мать, Елизавета Васильевна. Она работала гувернанткой в богатом доме. Но когда Надя вышла замуж, то мама поехала к молодоженам, вместо Наденьки готовя еду, стирая и убираясь в доме.

Единственную дочку было жалко, вот мать и не научила ее хозяйственным делам, как-никак дворянка! Кстати, дворянство семья Крупских получила от дедушки по отцовской линии, который, в свое время выучившись в духовной семинарии, пошел на войну с французами и дослужился до офицера с присвоением дворянства.

Надежда Крупская в молодости

Вместо шубы от тестя — выпуск журналов

Однажды Надежда нашла журнал, в котором были опубликованы репродукции французского художника Фернана Леже, и сразу же влюбилась в его стиль.

— Она невзначай спросила у Стржеминского, жив ли этот художник. Ей ответили: «Да, он живет в Париже». Тогда Надежда решила уехать в этот город всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Ей помогла большая политика. В 1921 году между Польшей и Советской Россией был подписан Рижский мир, который разделил на две части территорию Беларуси. Согласно его условиям, беженцы могли вернуться на родину.

— Что делает 16-летняя Надя? Будучи исконной православной, она переходит в католичество, меняет имя на Ванда и подает документы на возвращение на «родину» в Польшу. У нее получается: она садится в вагон и едет в никуда.

В Варшаве у нее не было никаких родственников, поэтому девушка оказалась в монастырском приюте, а потом поступила в услужение к богатой пани, у которой было пятеро детей, и стала им нянькой.

— Надежде везет: она может посещать школу, курсы рисования. Она становится модисткой — изготовительницей шляпок и в конце концов поступает в Академию художеств, где встречает своего первого мужа Станислава Грабовского. Он внук Констанции Грабовской, первой невесты Фредерика Шопена, она простая крестьянская дочь. Мезальянс! У них роман, они решают пожениться. Родители категорически против, но Станислав настаивает, и Надежда становится его женой. Они переезжают в богатый буржуазный дом, где ее называют пани, у нее отдельная комната. Девушка чувствует пренебрежение свекрови (каждое утро она приносила молодым завтрак на серебряном блюде — сыну: кофе, булочку и сыр, Наде — чай в стакане, хлеб и картошку в мундире), но не обращает на это внимания. У нее есть задача — научиться живописи. Однако с тестем у нее сохранились хорошие отношения.

Так Надежда-Ванда Грабовская достигла материального достатка, но не собиралась отказываться от мечты. Она уговаривает своего молодого мужа ехать в Париж, ни слова не зная по-французски. Так ее мечта — попасть во французскую столицу — исполняется всего за четыре года. На календаре 1924-й.

— Знакомые поляки селят супругов Грабовских в семейный пансион, и они начинают учиться в Академии современного искусства, которую возглавляет Фернан Леже. Станислав очень скоро решает, что школа ему не подходит. Ну, а Надя попадает в то самое место, куда стремилась.

Грабовский был человеком чрезвычайно неуравновешенным. Однажды Надя очень выгодно продала свою студенческую картину богатой баронессе и выложила десятки купюр на кровати. Станислав был не обрадован, а оскорблен — его картины не покупались. Очень скоро начинаются ссоры. Тем не менее у них рождается дочь Ванда, но в том же 1927-м все заканчивается разрывом. Станислав уезжает в Испанию, а Надя превращается в обычную жительницу Парижа без гроша в кармане. Тогда она становится уборщицей в этом семейном пансионе. Вскоре приезжает тесть, ведь родилась внучка. Он видит, что его невестка бегает в легком пальтишке и дает ей деньги на шубу. Но вместо того, чтобы купить себе одежду, Надя выпускает на эти деньги два номера художественного журнала, нанимая редактора.

В этом журнале она пишет статьи о художниках и в том числе критикует Пикассо. Белоруска утверждает, что он ворует у других художников сюжеты, переиначивает их, после чего картины становятся знаменитыми. Деньги, однако, быстро заканчиваются, журналы не распространяются, и она остается с тем, с чем была. Тем не менее эти два номера — библиографическая редкость (их тираж — всего 300 экземпляров), они являются украшением любой выставки.

Уже в 1930-е она становится ассистенткой Леже и фактически проводит занятия в отсутствие мэтра. С началом войны Леже спешно выезжает с женой в США и предлагает ехать с ними. Но военные годы Надя проводит во Франции, активно участвуя в Сопротивлении — распространяет листовки, передает одежду бывшим военнопленным, укрывает английскую девочку. И все это делает, рискуя своей маленькой дочерью.

Ссылки

  • Ирина Звадская. . «Беларусь сегодня» (22 сентября 2010).
  • Ангелина Светлова. . Друзья Сябры (8 апреля 2017).
  • Альгерд Бахаревич. . Ministry Of Counterculture (3 апреля 2017).
  • Юлия Тарибо.  (недоступная ссылка). «ТУТ БАЙ МЕДИА» (14 мая 2012). Дата обращения: 25 ноября 2017.
  • Екатерина Гаранина. . «Woman on Top» (21 ноября 2012).
  • . Zagorovska.lv (2 декабря 2015).
  • Ольга Жуковская. . Газета «Адзінства» (1 июля 2015).
  • . ARTinvestment.RU.
  • Владимир Дианов. . Dianov-Art (13 августа 2015).
  •  (польск.). Culture.pl (27 ноября 2002).
  • Julien Heyligen.  (фр.). Le Parisien (28 февраля 2017).
  •  (фр.). Arnie & Nathalaud.

Хорошее образование и участие в делах бедного класса

Надя была в юности достаточно привлекательной. Об этом говорят многочисленные фотоснимки, где запечатлена стройная девушка с симметричными чертами лица и немного пухлыми губами. Она сама называла себя «дамой с петербургской внешностью»: бледное лицо с серо-зелеными глазами, длинная русая коса. Щитовидка уже тогда давала знать о себе, но на лице это было еще заметно.

Мать позаботилась дать дочке хорошее образование: Надя училась в гимназии княгини Оболенской и закончила ее с медалью. Потом поступила на Бестужевские женские курсы, но не доучилась. Увлеклась идеями марксизма и «перестроения мира», включилась в рабочее движение, помогая своими силами, бесплатно обучая желающих грамоте в воскресной школе для взрослых. А на жизнь зарабатывала Надя частными уроками, бегая по сырым петербургским улочкам от ученика к ученику, что потом сказалось на ее здоровье.

Автор блога «Сельская библиотека» — участник программы «КУЛЬТУРА И КРЕАТИВНОСТЬ»

Программа ЕС и Восточного партнерства «Культура и креативность» призвана обеспечить поддержку культурных и креативных индустрий, а также способствовать увеличению их вклада в устойчивое гуманитарное и социально-экономическое развитие в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине.МЕРОПРИЯТИЯ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ПРОГРАММОЙ Мастер-классы, тренинги, онлайн-курсы, учебные туры, партнерские ярмарки, развитие лидерства в сфере культуры, рабочие группы, привлечение местных и международных экспертов, практические пособия, отраслевые награды, развитие связей и обмен опытом с помощью сайта, страницы в Фейсбук и новостной рассылки и т.д. ТЕМЫ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ Управление проектами, культурное лидерство, исследования в области культуры, адвокатирование, фандрайзинг, расширение аудитории, культурная журналистика и развитие потенциала в сфере коммуникации.

Торт от Сталина для Крупской

В 1937 году Крупскую избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва, где она работала до конца своих дней. В 1939 -м Надежде Константиновне исполнилось 70 лет. Вдова отметила свой день рождения в Архангельском, позвала гостей. Есть версия, что ей в тот день подарили торт от Сталина. Крупская любила сладости и не смогла отказаться от довольно большого кусочка. А через несколько часов почувствовала себя плохо.

Эту версию опровергают доводы тех людей, кто присутствовал на празднике. Ведь торт ели все, да и дарил его не Сталин. Лакомство приготовили тут же, в санатории, где жила Крупская. Ей стало нехорошо практически сразу. И если бы это дело было подготовлено заранее, то устроили бы старушке инфаркт, чтобы вопросов с тортом не возникло.

Умерла вдова уже ночью. Причиной был острый аппендицит, перешедший в перитонит, так как в больницу женщину доставили слишком поздно и спасти уже не успели…

LegendaPress желает, чтобы ваши мечты сбывались!

Также Самый безжалостный Гангстер Сталинской Эпохи. Как он грабил банки под носом у милиции и сводил с ума московских красавиц

Интересная история  Георгий Маленков. Великое имя друга Сталина, окутанное ложью

Читайте дальше «Все сбудется, стоит только расхотеть».17 правил жизни Фаины Раневской, которые оказались истинами

Будет интересно Лучшие шахматисты мира всех времен

Невероятная история Несчастливая судьба матери писателя Тургенева. Без любви, но с деньгами

Расследование Пять генералиссимусов русской истории — кто они?

Только у нас — Фрейлина, которую боялась сама Екатерина Великая

Смотрите наш канал на ютубе — https://www.youtube.com/channel/UCi9ynnWGrHL5T19xnXUgi7g?

Список используемой литературы

  • Эмар дю Шатене, в сотрудничестве с Сильви Бюиссон, Натали Самойловой, Жаном дю Шатене, Бенуа Ноэлем, Надей Леже, необычная история женщины в тени , Imav éditions, Париж,сентябрь 2019. ( ISBN  978-2-36590-137-6 )
  • Бенуа Ноэль, Даниэль Валлард и духи Лили Брик и Владимира Маяковского i, Histoires littéraires , n ° 76,октябрь 2018.
  • Ева Опалка и Каролина Зихович, Red Matter. Надя Легер , каталог выставки в Музее Штуки в Лодзи (Польша),25 мая к 9 сентября 2018 г..
  • Пьер Кастелин, Надя Ходосевич-Леже — великая художница , каталог выставки Доминиканского культурного центра в Пон-л’Эвек (Кальвадос),26 мая к 16 сентября 2018 г..
  • Бенуа Ноэль, Даниэль Уоллард и знаменитый секстет хороших художников , Hommage à Yvonne Guégan — L’Humanité au feminine , Кан, Association Les Amis d’Yvonne Guégan, 2017.
  • Пьер Кастелин, Надя Леже , каталог выставки Шато дю Валь-Флери в Гиф-сюр-Иветт (Эссонн),28 февраля к 7 апреля 2017 г..
  • Бенуа Ноэль, Фернан Леже — Планетарная Нормандия , Сент-Маргерит-де-Лог, BVR Editions, 2015.
  • Сильви Бюиссон, Женщины-художники — страсти, музы и модели , каталог выставки в замке Шамероль (Луаре),16 июня к 19 августа 2012 г..
  • Сара Уилсон и Натали Самойлова, Надя Ходосевич-Леже, этикетка века , Национальный музей Фернана Леже, 1960-2010, специальный выпуск газеты Le Patriote Côte d’Azur, апрель 2010.
  • Пьер Фанисе , Леже, Надя… и я , Шатонеф-де-Грасс, Издательство Bergier, 2002.
  • Лили Брик — Эльза Триоле, корреспонденция (1921-1970) , переведенная и отредактированная под руководством Леона Робеля, Париж, Галлимар, 2000.
  • Жорж Бокье, Фернан Леже — Жизнь в реальном мире , Париж, Адриан Мэгт Эдитёр, 1987.
  • Глэдис Фабр, L’atelier Fernand Léger (1937-1955) , в каталоге Париж-Париж (1937-1957) , Центр Жоржа Помпиду, 1981.
  • Луи Арагон, « Письма о современном искусстве», опубликованные под руководством Жана Ристата, Париж, Фламмарион, 1981.
  • Андре Верде, Надя Леже — Монументальные мозаики — Портреты , каталог выставки в Театре 71 де Малакофф (Hauts-de-Seine),Январь 1972 г..
  • Кристоф Чвиклитцер, Супрематизм Нади Ходосевич-Леже , Париж, Art CC, 1972.
  • Гвидо Ле Ночи, Фернан Леже — Его жизнь — Его работа — Его мечта , Милан, Edizioni Apollinaire, 1971.
  • Марсель Кан, Андре Верде, Поль Торез и Андре Парино: Надя Леже — Первая эволюция (1920-1926) , каталог выставки в Centre d’Art International (99, бульвар Распай — Париж 6 е ), Société Revues et Publication,Март 1971 г..

Фантастическая работоспособность несмотря на болезнь

Надя старалась не думать о прогрессирующей болезни, поэтому полностью погрузилась в идеи мужа и политическую деятельность. Они часто проводили время за чтением кучи журналов и самой разной корреспонденции. Она успевала обработать все письма, вникала в каждую проблему, и еще умудрялась писать свои статьи.

Ее помощь для Владимира Ильича была неоценимой. Жена была рядом во все трудные периоды жизни Ленина: уехала с ним в ссылку (ее посылали ближе, в Уфу, но она решилась отправиться в Шушенское), отправилась в эмиграцию. Но ее саму мучила болезнь, забиравшая красоту… Это было страшно, но ни в одном письме или воспоминании Надежда не написала ни строчки о своих переживаниях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Магия красоты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: