Архитектура эпохи возрождения (ренессанс)(architecture of the renaissance)

Философия эпохи Ренессанса: основы нового течения

Средневековье характеризуется распространением идей о преобладании духовного над земным. В этот период было принято отвергать все потребности своего тела и стремиться только к тому, чтобы очищать душу от греха, дабы подготовить ее к жизни на Небесах. Человек не стремился запечатлеть свое земное существование в ярких красках, ведь оно являлось всего лишь ожиданием чего-то необыкновенного в будущем.

Эпоха Возрождения существенно изменила мировоззрение людей. Историки связывают это с определенным экономическим подъемом, который затронул страны Европы в начале четырнадцатого века. Человек получил возможность взглянуть на мир под другим углом и оценить его красоту. Небесная жизнь отошла на второй план, и люди стали с восхищением относиться к каждому новому дню, наполненному красотами обычной повседневной жизни.

Многие искусствоведы считают, что Ренессанс — это возвращение к идеям античности. В некотором смысле это так. Ведь в эпоху Возрождения стали распространяться идеи гуманизма и достижения равновесия между человеком и природой. Античность также апеллировала к этим идеям, человеческое тело являлось предметом изучения и восхищения, а не чем-то постыдным, как в период Средневековья.

Но несмотря на подобное сходство, эпоха Возрождения являлась абсолютно новым этапом в искусстве и науке. Появлялись не только новые научные идеи, но и многочисленные приемы в живописи и скульптуре, позволяющие сделать изображение трехмерным и реалистичным. Человек вышел на абсолютно иной уровень восприятия окружающего мира, что заставило его пересмотреть все теории и догмы прошлых веков.

Палаццо Питти

Самый большой дворец Флоренции появился благодаря… зависти банкира Луки Питти к семейству Медичи. Свою резиденцию он видел больше и внушительней, чем дворец покровителей. Однако разорившиеся потомки Питти продали имение, причем не кому-нибудь, а все тем же Медичи.

Один из представителей семейства, Козимо, сильно изменил дворец. Он повелел увеличить здание и пристроить к нему надземный коридор, ведущий через реку Арно на другой берег, в Палаццо Веккьо.

Роскошные интерьеры, музеи и окружающие дворец сады Боболи интересно увидеть в рамках авторской русской экскурсии в Палаццо Питти.

Где находится: Флоренция.

Чтобы купить билет онлайн, жмите сюда.

«Пьета» Микеланджело Буонаротти

Пьета — «Оплакивание Христа» — трагический религиозный сюжет, решенный Микеланджело в традициях искусства высокого Возрождения. Удивительно, но Мадонна с телом Христа на руках изображена в образе молодой и прекрасной девы. По мнению 24-летнего автора, целомудренная женщина долго сохраняет молодость.

Микеланджело за свою жизнь еще дважды переосмысливает этот сюжет. Так появились «Пьета Бандини» во Флорентийском соборе и «Пьета Ронданини» в Кастелло Сфорцеско.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — По римским следам Микеланджело

Посмотреть можно: собор Святого Петра, Ватикан.

Обратите внимание: очередь на вход стандартно растягивается на 2-3 часа. Побеспокойтесь о билетах заранее, тогда вам придется пройти только очередь на досмотр, обойдя очередь в кассы

Приобрести онлайн можно здесь.

Отделка и материалы

В качестве отделочных материалов помещений, оформленных в стиле эпохи Возрождения, используют достаточно дорогие натуральные материалы: камень, дерево ценных пород, мрамор.

Отделка пола

Напольное покрытие выполняют из дерева ценных или экзотических пород либо мрамора, однако, в современном варианте допустимо использование керамической плитки или гранита. Отлично впишутся и добавят уюта украшенные восточным орнаментом ковры подходящей цветовой гаммы.

Оформление потолка

Для помещений, оформленных в стиле ренессанс, характерны сводчатые высокие потолки. Уместно здесь смотрятся многоуровневые конструкции, украшенные в центре орнаментом, рисунком или позолоченной лепниной.
Весьма актуальны кессонные потолки.Сочетаются с обстановкой и деревянные потолки. Их покрывают лаком, чтобы сохранить фактуру.

Отделка стен

Классические материалы, которые используются для отделки помещений в этом стиле, – мрамор, натуральный камень, песчаник – относятся к довольно дорогим, поэтому они могут быть частично заменены на керамическую плитку.
Также применяют настенную живопись, фактурную штукатурку.

В качестве обшивки выбирают также дерево светлых и темных пород, однако узоры при этом должны быть плавными. Стены могут быть декорированы тканью (бархат, парча) или тисненой кожей.

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Один из самых пленительных и вдохновляющих образов Возрождения — картина «Рождение Венеры», которую можно посмотреть во Флоренции. Этот гимн красоте вне времени, вне эпохи. Это не просто античная богиня, а нежная и милосердная женщина с кротким взглядом и умением прощать. Именно к этому образу обращались в XIX веке прерафаэлиты, когда создавали свой идеал эстетики.

Удивительно, но у Венеры был прототип. Это жившая во Флоренции Симонетта Веспуччи, наделенная внешней и внутренней красотой. Ее лицо смотрит на нас со многих полотен мастера.

Посмотреть можно: галерея Уффици, Флоренция.

Италия родина Возрождения

Раньше всего культура Возрождения стала развиваться в Италии. Это объясняется тем, что в богатых итальянских городах уже в XIV веке возникали первые мануфактуры, зарождалась буржуазия.

На важном торговом пути из Рима к Альпам находился большой и красивый город Флоренция. Улицы города оглашались шумом суконных мастерских

Конторы ростовщиков посещало множество людей. Флорентийские богачи давали в долг большие суммы денег не только купцам и феодалам, но даже папам и королям.

Флоренция стала культурным центром Италии. Прославленные художники, скульпторы, архитекторы обучали здесь своему искусству талантливых юношей. Славились замечательными мастерами также Рим, Милан, Венеция.

Но Италия была в то время раздробленной и слабой страной. В начале XVI века она стала добычей чужеземных захватчиков — испанцев и французов. Иностранные армии опустошали цветущую страну. Поэтому расцвет искусства в Италии был кратковременным.

2. Леонардо да Винчи.

Одним из наиболее великих деятелей итальянского Возрождения был флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519). Отец его был зажиточным горожанином, мать — простой крестьянкой. Леонардо да Винчи был очень разносторонним человеком: гениальным художником и учёным, инженером-изобретателем, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом.

Леонардо да Винчи с детства воспитал в себе неутомимое трудолюбие. Трудности не могли сломить его — они рождали в нём лишь новые силы. Своим ученикам он говорил: «Счастье приходит к тому, кто много трудится».

В картинах Леонардо да Винчи отражена жизнь, которую любил и изучал художник. Он подолгу бродил по улицам и площадям, делая зарисовки с натуры. Его привлекали люди в минуты радости или горя, когда их жесты и лица особенно выразительны. Рискуя навлечь на себя гнев инквизиции, великий художник тайно вскрывал трупы; он старался понять строение человеческого тела, чтобы правдиво изображать его, на картинах. Леонардо да Винчи достиг высокого мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. Это особенно приближало изображение к действительности.

Леонардо да Винчи как художника больше всего интересовал человек и его переживания. Всему миру известна картина Леонардо «Джоконда» — портрет молодой женщины. Художник сумел передать не только внешнее сходство, но и характер, настроение женщины. Лицо, руки, вся фигура нарисованы с таким мастерством, что кажутся живыми.

 Джоконда  Леонардо да Винчи.

С полотна на нас смотрит спокойное, задумчивое лицо молодой женщины, тронутое чуть заметной улыбкой. Когда в него всматриваешься, оно как бы на глазах меняет своё выражение. Глаза женщины внимательны и пытливы. Она изображена на фоне природы. Пейзаж с большой силой передаёт глубину пространства, наполненного светом.

Леонардо да Винчи был и великим учёным. В своих открытиях он на несколько столетий опередил современников. Научные выводы Леонардо да Винчи строил на наблюдении и опыте. «Мудрость — дочь опыта»,- любил говорить учёный. Он мечтал с помощью науки облегчить труд человека. Современники высоко ценили его как инженера: по его проекту был построен большой канал, снабжавший Милан питьевой водой.

Листы записных книжек Леонардо да Винчи испещрены чертежами и проектами. Здесь и металлорежущие и ткацкие станки, и прялка, и землечерпалка. Леонардо да Винчи разрабатывал устройство парашюта и вертолёта.

Леонардо да Винчи выступал против учения церкви. За это духовенство преследовало его. Всю жизнь он скитался и умер на чужбине, во Франции.

Великим деятелем Возрождения был Микеланд-

Джотто (1267—1337).

Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. Лувр, Париж.

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.

Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275—1280. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302—1305). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент. 

Главное творение Джотто — это цикл его фресок в капелле  Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.

Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.

Джотто. Поклонение волхвов. 1303—1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

О фресках мастера читайте подробнее в статье “Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.

Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.

Видные представители

Отличительной особенностью ренессанса являются не столько памятники архитектуры сколько признание авторов создающих эти объекты. Имя талантливого исполнителя не оставалось незамеченным, так как было увековечено на их работах. Даже храмы теперь стали именными, что было никак не допустимо в эпоху средневековья. Это порождало особую статусность домам, чьи проекты принадлежали гениальным создателям.

Среди таких зодчих можно выделить:

Филиппо Брунеллески — зодчий, породивший главную идею архитектуры возрождения. Увлекшись архитектурой в юности, Брунеллески перенял античные особенности римских построек и воплотил их в Европе по-новому. Среди главных работ автора собор Санта Мария дель Фиоре, Воспитательный дом и капелла Пацци.

Донато Браманте — непревзойденный мастер своего дела, основатель главных принципов архитектуры эпохи ренессанс. Браманте был лично знаком с Леонардо да Винчи, что заметно сказалось на его творческих взглядах в зодчестве. Детища гения это не только элегантные светские дома и классические здания, но также и оригинальные авторские постройки. Один из самых популярных построек Донато Браманте является Собор святого Петра в Риме.

Джулио Романо — яркий представитель эпохи позднего возрождения, зодчий, привнесший декораторство и изящность в строгость и классику ренессанса. Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Будучи художником в юности, Романо, придя в архитектуру, стал нарушать правила, используя изящество и насыщенность живописи в симметричном характере зданий того времени. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи.

Микеланджело — основоположник северного возрождения, творивший в свободном воплощении общих элементов античности. В портфолио автора такие создания, как купол Собора Святого Петра, усыпальница Медичи и Капитолийский холм в Риме.

Купол Брунеллески — архитектурный шедевр эпохи Возрождения

Филиппо Брунеллески, возводя в начале XV века купол над кафедральным собором Флоренции, решал сложную техническую задачу. Более века великолепный собор стоял без головы, потому что эта задача казалась неразрешимой. Архитектор долго изучал античные здания, пока не придумал проект двойного купола с внутренними и внешними сводами, связанного воедино беломраморным фонарем.

И сейчас восьмигранное чудо диаметром 42 метра легко и свободно парит над городом, завершая единый ансамбль. Купол входит в 20 главных достопримечательностей Флоренции.

Посмотреть можно: Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.

Рассмотреть всю красоту купола стремятся многие туристы, что создает большие очереди на вход. Вы можете схитрить и купить тур заранее онлайн через сайт.

Альбрехт Дюрер

Продолжительность жизни: 21 мая 1471 г. — 6 апреля 1528 г.

Национальность: немец

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер был блестящим художником и рисовальщиком, его наибольшее художественное влияние было оказано на печатное производство. Он начал свою карьеру в качестве ученика Михаэля Вольгемута, который возглавлял большую мастерскую и был лидером среди художников, возрождающих стандарты немецкой гравюры в то время. Еще в двадцатилетнем возрасте Дюрер завоевал свою репутацию и влияние в Европе благодаря своим высококачественным гравюрам на дереве. Он продолжил революцию в печатном производстве, подняв его до уровня самостоятельной художественной формы, и он считается одной из главных фигур в истории печатного искусства. Дюрер общался с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля и Да Винчи. Его введение классических мотивов в северное искусство было важным вкладом в германское возрождение. Альбрехт Дюрер считается величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Он оказал глубокое влияние на художников последующих поколений, особенно в печати.

Шедевр: Меленколия I (1514)

Меленколия I (1514)

Другие известные работы: —

  • Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет в пальто с меховым воротником (1500)
  • Молящиеся руки (1508)

Архитектура

Перемены, которые затронули общество, не обошли стороной архитектуру. Появились новые стили и направления, завоевавшие доверие мастеров. Ведущие архитекторы разрабатывали проекты, ориентируясь на античные мотивы. Известные мастера:

  • Филиппо Брунеллески (1377 — 1446) — основоположник архитектуры ренессанса. Он создал теорию перспективы и ордерную систему.
  • Леон Баттиста Альберти (1402 — 1472) — создатель её целостной концепции.
  • Донато Браманте (1444 — 1514) — мастер центрических композиций. Его произведения отличаются идеально выверенными пропорциями.
  • Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564) — мастер руководил строительными работами, которые проводились в тот период в Риме.

Внимания заслуживает Андреа Палладио (1508 — 1580). Это родоначальник первой фазы классицизма (палладианство).

Эстетический

Основные показатели

  • стиль Ренессанс включает пять классических порядков греко-римской архитектуры ( дорический , тосканский , ионический , коринфский и композитный )
  • К открытым или занятым колоннам мы добавляем пилястры, выполняющие только декоративную функцию.
  • богатый декор: узоры напоминают сцены того времени или вдохновлены мифологией.

Украшения

Раковина эпохи Возрождения над окном.

  • балясины
  • Листва  : Обмотки высаженными и знакопеременных аканта, легче , чем античность
  • В Putti  : ангелочки или цифры , полученные из амура
  • Архитектурные рамы
  • Тондо  : круглый стол или медальон
  • Арабески  : симметричный растительный состав света листвы вокруг центрального мотива, часто очень тонкий стебель, связали ленты, таз или канделябры
  • Гротеск  : без симметрии, в отличии от арабесков, они могут включать в себя животное или мифические мотивы, они также часто легче. Во Франции мы будем чаще говорить о гротесках, чем о арабесках.
  • Маскарон
  • Оболочки , декоративный мотив в полукуполе , не связанном с гребешком .

Перспектива и естественное освещение

 Да, это Возрождение

Революцию в живописи начал флорентиец Томмазо Мазаччо на заре XV века. Он одним из первых внимательно подошел к изучению перспективы и расположению фигур на картине.

Мазаччо стал активно использовать точку перспективы и таким образом радикально поменял восприятие картины зрителем. На его полотнах задний фон становится трехмерным, а свет идет из одного источника, что подчеркивает естественность происходящего.

«Чудо со статиром», около 1427–1428. Источник

Несомненным авторитетом и экспериментатором периода Возрождения был Леонардо да Винчи. Его «Мадонну в скалах» можно считать вершиной применения научного метода в искусстве. Уникальная работа с источниками света выделяет руки и лица персонажей на фоне сумрачных скал. Центром перспективы здесь становится голова Мадонны.

«Мадонна в скалах», 1483–1486. Источник

В отличие от многочисленных предшественников художник старается сделать фон максимально интересным для изучения, взгляд зрителя не перестает блуждать между очертаниями отвесных скал и разнообразием флоры. Благодаря особой технике сфумато, которая позволила изобразить воздух вокруг фигур, пейзаж кажется одновременно фантазийным и реалистичным.

В других своих работах Леонардо демонстрирует результаты бесконечных упражнений в области изучения законов движения, атмосферы, поведения дыма и гидравлики.

Однако научные методы в своих картинах он использует весьма условно.

В «Благовещении Честелло» художник работает с перспективой, но линии не сходятся в одну точку. Боттичелли не интересует игра света и тени, поэтому пейзаж за стеной не уходит в глубину картины, а смахивает на нарисованный гобелен.

«Благовещение Честелло», 1489. Источник

То же самое происходит на одной из самых известных его картин «Весна». Хотя фон на полотне вполне реалистичен, у него нет глубины и перспективы, а фигуры как бы приподняты над землей. Схожесть с гобеленом отсылает нас к готической традиции.

«Весна», 1482. Источник

«Изгнание из Рая» Мазаччо

XV век — Возрождение на пороге. Молодой художник Мазаччо одним из первых использует линейную перспективу и знание анатомии, поэтому на его фресках — прекрасно сложенные люди в реалистичном мире. Адам и Ева изображены обнаженными, страдающими от своей наготы, да еще и на пике отчаяния от того, что за ними только что захлопнулись врата рая.

Священники долго не могли привыкнуть к такой смелой манере живописи и дополнили итальянскую фреску Мазаччо, снабдив Адама и Еву фиговыми листочками, от которых они освободились только во время реставрации в XX веке.

Посмотреть можно: капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция.

Архитектура высокого возрождения

В начале XVI века, античность в архитектуре приобрела характер абсолютного доминирования, получив название – высокий ренессанс. Теперь все без исключения заказчики не желали видеть в своих домах и капли средневековья. Улицы Италии стали пестреть не просто роскошными особняками, а дворцами с обширными насаждениями. Надо отметить, что известные в истории сады эпохи Возрождения появились как раз в этот период.

Религиозные и общественные сооружения также перестали отдавать духом прошлого. Храмы новой застройки, как будто восстали из времен Римского язычества. Среди памятников архитектуры этого периода можно встретить монументальные здания с обязательным наличием купола.

Примеры

Ну, теория, конечно, нужна, но без практики жизнь совсем уныла. Начнем с Италии.

Переместимся во Франция, вы знали, что самое старое крыло Лувра построено в стиле Возрождения?

А теперь в Россию. Москва, дом на Моховой.

Санкт-Петербург, особняк Дом Кушелева-Безбородко.

Ярославль, дом купца Дунаева. Правда, это псевдо Ренессанс, но весьма похож для обывателя.

Ренессанс побывал и в Нижнем Новгороде, правда архитекторы 16-17 веков брали отдельные элементы, а не всю постройку в целом.

В Америке образовался целый стиль – американский ренессанс. Они считали себя преемниками демократии. Например, Здание суда округа Куахога.

В Сингапуре стоит прекрасное здание синагоги.

Как видите, ренессанс как архитектурный стиль, существует по всему миру. Хотя само Возрождение бушевало только в Европе, но отголоски были повсюду. Даже до дремучей в те времена России смогли добраться и оставить свои следы.

Но домов в стиле ренессанса, построенных во времена расцвета этого стиля, на самом деле мало. Просто стиль был очень популярен, он жил много десятилетий и не умер до сих пор. Сейчас в стиле Возрождения предлагают построить свой собственный дом или дачу.

Ответ на вопрос – Эрмитаж построен в стиле барокко. Кто угадал – молодцы, вы очень эрудированны. Кто нет, читайте дальше и будете легко узнавать все стили. А на сегодня все. Вы узнаете дома, стилизованные под ренессанс в вашем городе? Пишите ответ в комментарии, а лучше и примеры таких домой из вашего города.

С вами была Алла, почти архитектор, жаль диплом по другой теме.

Наука

Активное развитие науки переходного периода от Средневековья к Новому времени позволило сделать множество открытий и подарить миру имена ученых, которые способствовали появлению технологий, знаний и умений для создания сложных механизмов.

Идеалом стал возврат к ценностям, характерные черты которых – гуманизм, просветительство, развитие и совершенствование. Культура повлияла на взгляды и мировоззрение людей, изменила общество. Если ранее в основе лежали церковные постулаты, то во времена Ренессанса – исследования, опыты, знания.

Одной из основных теоретических проблем в науке этого периода стало электричество и магнетизм. Основателем исследований является Уильям Гилберт. По образованию он врач, но в круг его интересов входила и магнитная философия.

Именно Гилберт выдвинул предположение, что наша планета — круглый магнит, географические полюса которого совпадают с магнитными. Для доказательства своей теории он изготовил уменьшенную копию Земли из круглого магнита, к которой была прикреплена стрелка. С ее помощью он проводил опыты и исследования магнитного поля планеты.

Другие выдающиеся ученые и деятели науки эпохи Возрождения:

  • Николай Коперник – его открытия – настоящая революция в мире науки.
  • Джордано Бруно.
  • Галилео Галилей.
  • Иоганн Кеплер.

Труды ученых позволили лучше узнать, как устроены земные объекты. Открыть закономерности косметических тел и явлений. Механика, технология, физика – все эти науки активно развивались в период Ренессанса.

Признаки стиля

Что же так выделяло ренессанс, что его выделило в отдельный стиль? Посмотрим, чем он отличался от античности, а в чем совсем ее повторял.

Признаки античной архитектуры:

  • В плане – прямоугольные;
  • Симметричные;
  • Колонны;
  • Двускатные крыши;
  • Барельефы и горельефы обязательны;
  • Монументальность;
  • Массивное основание с лестницами.

Тут стоит сделать ремарку, что в то время жилые дома были даже не на втором плане – на них всем было просто немного наплевать. А архитекторы самовыражались через дворцы и храмы, а это накладывает многие ограничения. Жилые же дома мало чем отличались от современных дачных времянок, благо климат позволял.

Что же взял стиль возрождения? Обязательно симметрию и монументальность. От этого еще очень долго отойти не могли. Да и сейчас сделать ассиметричный дом красивым может не каждый архитектор.

Хотя все искусство средневековья считалось варварским, это не мешало архитекторам использовать наработки средневековых мастеров и украшения из готики. Такова натура человека.

Постройки обязательно строились пропорциональные и масштабированы относительно человека. От прямоугольника еще не отошли, во всяком случае в массе. Вначале копировали римлян и здания были огромными (окно этого дома – 8 метров).

Но стиль все больше становился утилитарным. Строили монастыри, дворцы мелких чиновников. И ренессанс становился все меньше и меньше, пока не достиг привычных нам высот этажей, размера окон и дверей.

Дом ритмичен (помните статью про ритм?), сам стиль делится на подстили, как в Греции делили на ордера. Окна, карнизы, колонны, декоративные элементы образовывают нотный рисунок, гармоничный и ритмичный. Рисунки тоже делались орнаментами, на греческий мотив.

Ордера выделяют классический, ионический, дорический, французский, колоссальный – и другие, углубляться в которые скучно. Или нет, нужна ли статья по античным ордерам и более поздним их трактовкам и переделкам?

Естественно, пришлось отказаться от храмов без стен, климат не позволял. И вообще, дворцы же строили, а не храмы. Многое было изменено. Например, полуколонны стали в большем приоритете, чем колонны, появились окна и исчезли святилища.

Статуи стали ставить снаружи, а не внутри. Да и статуи теперь ставили полководцам, а не богам. Форму окон переработали под необходимость сначала укрываться от ветра, а потом доработали под стекла.

Материалы становились все совершеннее, можно было делать все более и более изощренные узоры, рельефы, резные элементы. В общем, как-то так и родилось барокко.

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.

Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор

В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

История архитектуры Возрождения

Эпоха Возрождения пришла на смену готике в начале 15 века и доминировала вплоть до начала 17 века. Эпоха стала символом возрождения интереса к ценностям Древнего Рима и Древней Греции. Симметрия, логика и гармония стали главными элементами для архитектурного стиля. Кроме того, именно в это время строительство и архитектура перестали быть анонимными. Появляются известные архитекторы, со своими собственными стилями и узнаваемыми чертами.

Строения эпохи Возрождения отличаются от готических своей жизненностью, уютом, они надежно стоят на земле, имеют правильные и приятные глазу очертания, простые правильные геометрические формы, четкую этажность.

Влияние античности отражено в использовании ордерной системы и всевозможных видов колонн. Постройки Ренессанса симметричны, имеют приятный жизнеутверждающий цвет фасадов, украшены лепниной, заштукатурены.

Архитектура раннего возрождения

Наибольший рост архитектуры возрождения пришелся на XV век. Тогда, античность стала активно и повсеместно внедряться в возведение зданий и это время принято называть эпохой раннего возрождения (ранний ренессанс).

Принципы строительства изменились, и даже на этапе планирования зданий работа велась иначе. Если в средние века сооружения явно подстраивались под ландшафт и соседствующие постройки, то во время раннего возрождения архитекторы планировали строго прямоугольные здания с точным соблюдением симметрии. Функциональность уже не имела главенствующей роли, а вот античный характер напротив приобрел первостепенное значение. Общественная недвижимость строилась с множеством декоративных элементов, а частные дома возводили, как правило, в два этажа с обязательным внутренним двором.

Скульптура

Основным центром становления и развития этого направления в искусстве была Италия. Средневековье с его готическими и мрачными мотивами постепенно уступало место смелым образам, которые появились и в скульптурах. Многие художники эпохи Возрождения создавали прекрасные произведения из бронзы или мрамора.

Фонтан Маджоре в ПеруджеПизано

Формироваться творчество начало в пизанской школе мастеров (основатель – Пизано). Основным материалом был мрамор. Главные сюжеты – Библия. В этот период формы получили объемность. Стиль Пизано отличался от привычных динамичностью и смелостью. Известное произведение — фонтан Маджоре в Перудже.

На этапе Раннего возрождения главным мастером стал Донателло. Он считается основоположником индивидуализированного скульптурного портрета. Произведения: Святой Марк, Давид, Статуя Гаттамелаты.

Высокое Возрождение – период стремительного развития искусства. Особого внимания заслуживают скульптуры Микеланджело. Они полны героизма в образах и трагического ощущения кризиса в жанре гуманизма. Произведения этого периода: Пьетра, Умирающий раб, Моисей. Современные скульпторы и живописцы вдохновляются

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Магия красоты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: