Тамбурная вышивка: виды, инструменты, мастер-класс

Общие советы по выполнению

  • Для прошивки узоров, основанных на геометрических фигурах, надо поделить прошивку на отдельные части, заполнив понравившимся узором каждый участок, не допуская больших стежков, а на обратной стороне стежки надо делать короче (примерно в 2 раза)
  • В подборе материала нитей нет никаких жёстких требований, так что использовать можно практически любые. Единственное, что рекомендуется в этом плане — это соответствие их материалу по толщине и размеру. В основном, в сашико используют хлопковые белые нитки (мягкие). Отлично подойдут такие же с жемчужным отливом
  • При нанесении узора стоит соблюдать инструкцию, ведь тогда всё выйдет абсолютно верно. Материал размечается неким подобием сетки, что облегчает нанесение узора. Его необходимо перечертить маркером. Расстояние между стежками отличаться не должно, а фигуры надо делать прилегающими друг к другу. Есть несколько интересных исполнений, например, некоторое количество пересекающихся квадратов в произвольном порядке для создания подобия 3Д эффекта
  • Особо важным является соблюдение очерёдности выполнения различных этапов, а так же аккуратность и внимательность исполнителя
  • Выбор ткани — очень ответственный момент, ведь растянутая и рыхловатая ткань будет расходиться, а слишком плотную прошивать будет, попросту, весьма тяжело.

Для оберегов и талисманов

Ладонь с пальцами. Магической силой наделялось изображение руки на одежде в узорах. Это могло обозначать власть человека, но чаще использовалось для оберега и защиты.

Когда рукодельница создает русскую обережную вышивку, часто повторяет один и тот же символ и применяет геометрические узоры. Такой прием усиливает магические силы изображения:

  1. Солнце вышивали в виде колеса, розетки или цветка, круга с кружевным орнаментом вокруг. Обозначает радость, жизнь, плодородие.
  2. Ромб является талисманом для плодородия, материнства, обозначает женское начало. Рисунок покровительствует земледелию у крестьян. Поэтому различные его вариации часто встречаются на русской одежде, скатертях.
  3. Геометрическое изображение дерева было в виде елочки. Она символизирует связь с природой, лесом.
  4. Крест сегодня русские вышивальщицы стараются забыть после того, как изображение коловорота (свастика) использовала партия Германии в качестве эмблемы. А ведь первоначальный смысл картинки во вращении солнца, символ нации. Поэтому сегодня многие считают свастику негативным знаком.

Бог мужской энергии (Перун) изображается в виде дуба. Его использовали на одежде для защиты рода и силы.

Рисунок мака на сорочках считается обещанием продолжения рода. И это защита от злых сил.

В основном, обереги вышиваются крестом. Каждый элемент и деталь наделяется смыслом. Русская вышивка красной нитью по белому полотну уже считалась магической, наполненной энергией солнца.

Лаковая миниатюра

Производство папье-маше и лаковая роспись по папье-маше процветали в Самарканде в начале XV в., об этом свидетельствуют подлинные орнаментальные медальоны из папье-маше, поистине чудом сохранившиеся среди облицовок в интерьере Гур-Эмира и в мечети БибиХаным. Особый интерес представляет собой восстановленный полностью золотисто-синий купол в интерьере главного помещения ГурЭмира, состоящий из 998 элементов папье-маше, из них 112 подлинных элементов, послуживших материалом для кропотливой реставрационной работы. Имеются предположения, что именно из Самарканда в XV веке это искусство попало в Северную Индию, где достигло высокого развития и процветает по сей день. Предметы из папье-маше: различных размеров пеналы, дорогие переплеты книг, шахматы, шкатулки, всевозможные коробочки, вазочки и другие мелкие изделия покрывались миниатюрным растительным узором. В орнаментальную композицию пеналов нередко включались изящные эпиграфические вставки. Роспись наносилась тоненькими кисточками по грунту, приготовленному из золотого или бронзового порошка, из листового золота и бронзы на абрикосовом и вишневом клее. Приготовление лаков и красок для папье-маше имело сложную и разнообразную рецептуру.

Немного истории

Тамбурная вышивка, возможно, появилась одновременно в разных точках земли. Во всяком случае, точно установить одну страну, которая являлась бы единственной родиной этой техники, не удалось. Скорее всего, в своё время рукодельницы в разных странах одновременно изобрели для себя этот вид ручного шва. Так, тамбурная вышивка появилась в странах Ближнего Востока, в Древнем Риме, Греции. Первые образцы такого вида рукоделия были обнаружены ещё две тысячи лет назад.

И в древней Руси рукодельницы декорировали таким образом одежду, игрушки из шерсти, скатерти и занавески, тканые гобелены.

Образец древнерусской тамбурной вышивкиНажмите, чтобы увеличить

В музеях многих стран хранятся коллекции, дающие представление о развитии этого вида искусства. В фонде Государственного Эрмитажа бережно заботятся о произведениях прикладного искусства разных стран Европы: от украшений одежды до декора помещений XVI- XX веков.

Государственный Эрмитаж устраивает выставки, чтобы продемонстрировать великолепные образцы расшитой одежды, которую носили представители королевских семей и придворных вельмож, а также предметы декора дворцов, которым уже 200 лет.

Эти образцы демонстрируются через толстое стекло, а достаются из своих ящиков для хранения «в 4 руки», с особенной осторожностью, чтобы не повредить старинную ткань. Экспонат из фонда Государственного ЭрмитажаНажмите, чтобы увеличить
Нажмите, чтобы увеличить
Нажмите, чтобы увеличить

Экспонат из фонда Государственного ЭрмитажаНажмите, чтобы увеличить
Нажмите, чтобы увеличить
Нажмите, чтобы увеличить

Хочется сказать и несколько слов о названии. Считается, что оно произошло от слова «тамбурин» — небольшой барабан. Именно на него казалось похожим полотно, туго заправленное в пяльцы для вышивки.

Мастер-класс по сашико

Для начинающих рекомендуется попробовать себя в вышивании узоров сашико, состоящих из прямых линий.

Для работы понадобится ткань-основа, белые мулине, эскиз, иглы.

Чтобы перенести узор с бумаги на ткань, необходимо провести разметку. Она простая.

Вначале прошиваются длинные горизонтальные и диагональные стежки, при этом длина лицевого стежка должна быть в несколько раз длиннее.

Желательно соблюдать количество стежков в одной геометрической фигуре, например, в ромбе по 8 стежков.

После вышивания горизонтальных и диагональных линий приступают к вышивке маленьких ромбов. Их делают не по периметру, а изогнутыми линиями сверху вниз или наоборот.

После того как все линии будут прошиты, необходимо подвернуть края салфетки и также прошить их швом сашико.

Голос редакции

Матрёна

Фанатка вышивки и шитья

Задать вопрос

Чтобы подвороты в несколько слоев в углах не были видны, рекомендуется подвернуть их, срезать часть материала и подшить.

Дело в узоре

По словам Давлатби Ёдгоровой, которая не только занимается вышивкой чакан на практике, но и изучает ее на научной основе, главное умение – это рисовать узоры.

Каламкаш, накшкаш — рисовальщица узоров, по ее мнению, важное звено в вышивании. От нее зависит каким будет готовый продукт

Рисовать узоры Давлатби научилась самостоятельно, хотя у всех рисовальщиц есть одно общее направление, которое передается от поколения в поколение.

— Когда любишь свою работу от всего сердца, все эти узоры появляются в голове сами по себе, потом я перевожу их на ткань, – признается мастерица.

По ее словам, общие мотивы – это, несомненно, розетки, крупные и мелкие, без которых платье или сузане – не чакан вовсе

Важно также понимать смысл узоров

По словам Давлатби, каждый узор в чакане имеет свое значение и предназначение. Например, та же крупная розетка, гулбандина, имеет форму круга и означает — мироздание, она издревле связана с культом солнца, а значит, приносит свет.

Зигзагообразные волны означают воду, что есть продолжение жизни, узор граната – единение, любовь, плодовитость, изображение перца отпугивает злых духов. Самая крупная розетка в орнаменте платья чакан всегда расположена в области живота и сведена к лону, что имеет сакральное значение.

Поясной платок с узорами чакан

Важно, чтобы разные рисунки в конце сложились в единую картину и гармонировали друг с другом, поэтому от рисовальщицы зависит, какие тона она обозначит на ткани, а от вышивальщицы – как искусно она сможет все это оформить. Кстати, в старину нанесение рисунка на светлую ткань осуществлялось чернилами, изготовленными из сажи, для темных тканей использовалась специальная глина

Преимущественно, рисунок наносился камышовым пером или специальной палочкой. Сейчас его наносят на ткань обычной шариковой ручкой

Кстати, в старину нанесение рисунка на светлую ткань осуществлялось чернилами, изготовленными из сажи, для темных тканей использовалась специальная глина. Преимущественно, рисунок наносился камышовым пером или специальной палочкой. Сейчас его наносят на ткань обычной шариковой ручкой.

От севера до юга

К северным регионам относят Владимирскую, Ивановскую, Вологодскую, Новгородскую области. Также Ленинград (современный Санкт-Петербкрг), Архангельск, Карелия.

Русские рукодельницы использовали гладь, роспись, косые стежки. Вышивка крестиком применялась только для создания оберегов. Роспись, по сути, и есть полукрест. Таким швом выполнялась окантовка. После этого вышивальщицы заполняли внутренне пространство, для которого использовали другие декоративные швы. Края вышивки декорировали узорами из звездочек, снежинок, простых цветов.

Популярна была на полупрозрачном полотне белые узоры или белая строчка. Если вспомните, как чарующе выглядит белая гладь, то поймете, о чем речь.

Карелия прославилась своими вышивальщицами не только на русской территории. Их работы получили признание и популярность в странах Европы. В центре композиции обычно изображены животные и растения, вышивка делалась красными нитками на белой одежде.

Южные области— это Воронеж, Тамбов, Курск, Пенза. Южане более разносторонни в выборе швов и техник: белая гладь, роспись, счетная гладь, крестом, цветная перевить. Последняя напоминает вышивку белой гладью, когда используется полупрозрачный фон. Цветная композиция перевитью выполняется очень сложно, поэтому наличие дома такой работы считалось престижным и говорило о достатке семейства.

Нитки выбирались по цвету в зависимости от региона:

  • смоленские вышивальщицы делали золотой фон вместе с красными, белыми или оранжевыми сюжетами,
  • в Рязани предпочтение отдавали синим тонам,
  • тульские рукодельницы за основу брали красно-белую гамму, среди которой делались вставки синими, зелеными или желтыми нитками,
  • Калининградский регион славился ярким малиновым фоном, где были алые, золотые, белые и зеленые узоры.

Отдельно стоит отметить калужскую область. Скатерти, дорожки, полотенца рукодельницы шили особой техникой, которая называлась «вырезы». Со временем их стиль стали называть тарусской вышивкой. Использовалась только льняная нить для вышивки растительных орнаментов, композиций из птиц и деревьев. Особенностью являлось то, что у тарусского изделия не было изнаночной стороны.

Центральные регионы страны стали смешением деталей русской вышивки с южных и северных регионов. Но при этом местные рукодельницы добавляли что-то свое, особую «изюминку» в творчество.

С Севера в центр пришла белая строчка, с характерными мотивами и сюжетами. Это присуще Калининской и Ивановской областям. Русская вышивка росписью смотрится более объемной благодаря шерстяным ниткам.

С Юга центральные районы позаимствовали ромб. Его выполняли различными швами, украшали диагоналями, зубчатыми краями.

В Костроме и Ярославле в белую строчку добавили цвета. Начали использовать цветной контур для яркости, украшали золотыми, розовыми и голубыми нитками. Костромская область выделила себя еще использованием шелковых нитей. Русские рукодельницы выбирали преимущественно пастельные тона. При такой спокойной гамме вышивка выделялась блеском и переливами узора.

Отдельной техникой русской вышивки считается «горьковский гипюр». Это ажурная сквозная вышивка. Своеобразные орнаменты напоминают розетки в форме ромба с округлыми углами, медальоны, сказочные цветы. Такая изящная работа делалась на продернутой по ткани сетке, чтобы оставался прозрачным фон.

В настоящее время рукодельницы и знаменитые модельеры возвращаются к традиционным истокам. Русская народная вышивка популяризируется в украшении интерьеров, создавая этнический стиль. Кутюрье выпускают коллекции одежды с традиционными мотивами. В их работах вы увидите классическое изображение орнаментов, современную вариацию в их видении. Спортивные костюмы украшены народными орнаментами, как символ патриотизма. Это еще одно подтверждение великих слов модистки (портнихи) Марии-Антуанеты мадемуазель Бертен, что новое— хорошо забытое старое.

Оставляйте комментарии и свои мысли о русской вышивке. Предпочитаете этнический стиль или стремитесь создавать современные темы в рукоделии. Где предпочитаете использовать народные мотивы, сохранились ли в вашем регионе характерные черты в узорах.

Цвета имеют значение

По словам Давлатби Ёдгоровой, в вышивке чакан все имеет значение.

«В старинных образцах мы видим, что преобладают красный, зеленый и желтые цвета, и все они имеют свой определенный посыл, пожелание его обладателю счастья (красный), света (желтый) и процветания (зеленый)», — отмечает она.

Убранство комнаты с стиле чакан

Также в орнаменте всегда должен присутствовать белый цвет, что означает надежду на светлое, доброе и счастливое.

Интересно, что для чакана применяют теплые и холодные цвета ниток. Теплыми считаются те, где преобладает желтый цвет – красный, оранжевый, все оттенки желтого цвета.

Холодные цвета можно получить из тех, где преобладает голубой цвет – зеленый, синий, фиолетовый.

Для чакана основные цвета — красный, желтый и синий. Нейтральными считаются черный, серый и белый.

Современный стиль чакана у дизайнера Нафисы Имрановой

Для цветового круга, то есть главной розетки применяют красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый цвета

Важное в чакане применить гармоничное сочетание контрастных цветов, которые расположены в цветовом круге друг против друга: красный — зеленый; оранжевый — синий; желтый — фиолетовый

Специалист только при одном взгляде на платье чакан может определить, какие цвета мастерица применила не по назначению, и они менее гармонично сочетаются в кругу. Например, если красный с синим, фиолетовый с зеленым, синий с желтым еще менее гармоничны, то красный – фиолетовый, красный — оранжевый вообще — не пара.

Тамбурная вышивка на платье от Коко Шанель

1922 год

Это вышитое тамбурным швом платье от Коко Шанель датируется 1922 годом. Любопытно, что осенью 1921 года Великая княгиня Мария Павловна Романова, спасаясь от бедности, пришла к Коко Шанель, с предложением выполнять вышивки для ее моделей. Разумеется, она не была «бедной» в привычном нам понимании, она просто искала варианты иметь средства к существованию.

 Закончив курсы
машинной вышивки, наняв девушек вышивальщиц (первое время она нанимала только соотечественниц),
она создала свое Предприятие «Китмир», о сотрудничестве с которым и
договаривалась с владелицей модной студии Коко Шанель.

Не исключено, что вышивальщицы именно дома «Китмир» и вышили это великолепие.

Тамбурная вышивка на платье от Коко Шанель, фрагментНажмите, чтобы увеличить

Особенности башкирской вышивки

И сегодня вышивки башкирских мастериц все также поражают восхищенных зрителей. Для данных работ характерно следующее:

  • Чаще всего используется именно растительный узор.
  • Для рисунка предпочитают такую цветовую гамму: желтый, зеленый и красный. Притом оттенки не плавно перетекают, а всегда контрастируют друг с другом.
  • Аппликация тканью и техника вышивания «косая сетка» характеризуются частым применением спиралевидных узоров.
  • Бесконтурные гладьевые вышивки и ткачество — это выбор Х-образного и ромбовидного орнамента.
  • Часто используются и следующие отличительные приемы: элементы орнамента располагаются бордюром, сплошной сеткой либо розетками.

Зооморфные узоры

Древние мастерицы, выполняя творческие работы, изображали Богов в образе птиц и зверей.

  1. Пава – узор вышивается попарно, прославляет молодость и расцвет сил. Парами жар-птиц вышиваются свадебные рушники, излучающие солнечную и жизненную энергетику, благословляющие будущую семью.

2. Соловей и кукушка вышиваются на девичьих рушниках, у которых нет пары.

3. Голубки и яркие петухи – символические знаки свадебного рушника

Важно, чтобы в рисунке птицы смотрели друг на друга. Ветка калины в клюве либо сидение птиц у корней дерева,        обозначает зарождение новой семьи

4. Ласточка – добрые новости, связанные с образованием семьи и обогащением хозяйства.

Вот такая захватывающая, интересная славянская история вышивания и неординарные, неповторимые другими народами орнаменты и символы.

Видео мастер класс ”

О технике тамбурной вышивки

Тамбурный шов в ручной вышивке – один из старейших. И в освоении он прост. А еще и многофункционален.

Одним из самых распространенных названий тамбурного шва является «шов цепочкой». Это объясняется тем, что стежки его внешне сильно напоминают звенья цепи.

В наши дни тамбурной вышивкой мастерицы украшают покрывала, коврики, подушки, одежду, различные аксессуары. И даже если вы только начинаете так вышивать, ставьте перед собой по-настоящему интересные и, может быть, даже сложные задачи. Но, чтобы не пропало желание вышивать, берите для исполнения не слишком крупные вещи.

Исполняют такую вышивку (тамбурную) или при помощи иглы, или крючком. Двумя возможными способами:

Первым:

  • ввести нитку на лс материи в т 1 (см рис);
  • уложить петлей;
  • затем воткнуть иглу в т 2 — близко к перв проколу, придерживая петлю;
  • не затягивая, вывести иглу в т 3;
  • подтян нитку.

А сл «звенья» исполнять аналогично.

Вторым:

  • сделать стежок из т 1 в т 2 (см рис);
  • далее вывести нитку на лс в т 3, проведя иголку под стежком 1-2 и вывести ее на ис рядом с т 3;
  • сл петли исп аналогично, но нить провод не под стежком, а у осн предыдущ петли.

И для того, и для другого способа действуют 2 важных правила:

  1. Стежки не могут стягивать полотно. А значит ткань максимально туго натягивается на пяльцы.
  2. В конце вышивки исп шов-закрепка, чтобы цепочка не распустилась.

Важно: вышив тамбурным швом можно и сверху вниз, и справа налево (как кому удобнее). Стежки же могут быть одинаковыми или разниться по длине/ширине

Как указано выше, тамбуром вышивать можно и при помощи крючка. Этот способ практикуется при отделке/починке вязаных, а также трикотажных изделий. Для этого:

  • тонкий вязальный крючок вводится с лс изделия;
  • далее зацепляется раб нить и вводится обратно — так образ петля;
  • после вяз крючок снова ввод в изделие;
  • потом зацепл нить и ввод обратно через петлю, котор наход на крючке.

Техника вышивки тамбурным швом

Особенность этой техники — непрерывность шва. Весь рисунок вышивают на одном дыхании, делая повороты, петли и т.д. по ходу вышивки.

Порядок работы

  1. Переведите рисунок на ткань, отображая все линии шва.
  2. Выведите иглу в начале шва (точка 1) и выполните шов до первого поворота (точка 2).
  3. Если поворот линии шва требует четкого угла, выполните прикрепку.
  4. Продолжайте вышивать до конца контура рисунка.
  5. Продолжите шов до следующего поворота. Если это петля, стежок, перекрывающий нижний ряд шва, делайте в точке основания петли.
  6. Если контуров несколько, выполняйте вначале внешний контур, а затем вышивайте по линиям внутри него.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление вышивки

Рисунок вышивки

Материалы и инструменты

Такой вид очень распространена и проста, для ее выполнения не нужны специальные инструменты. Однако, чтобы легче было работать, необходимый набор инструментов все же нужно иметь. В состав того инвентаря входят:

  • пяльцы. Если в старину пяльцы были только круглые и большие, то в настоящее время их многообразие поражает.
  • ткань. Для такого вида вышивки подойдет абсолютно любая ткань: темный материала, шелк и бархат. Но начинающим мастерицам, лучше вытачивать свои навыки шелковой органзе.
  • крючок и игла. Игла для тамбурной вышивки подходит любая, а вот крючок лучше выбирать специальный.
  • нитки. Выбирать толщину и состав ниток нужно исходя от работы, которая будет выполняться. Можно использовать шелковую, хлопковую и даже шерстяную нити. Основные требования к нити накладываются, когда работаешь крючком. Нужно чтобы они были прочными, и хорошо поддавались завязыванию узелков.
  • тамбурная вышивка чаще всего используется для декорирования тканей, потому здесь никак не обойтись без декоративных элементов. К таким материалам можно отнести: стразы, пайетки, бисер и камни. Вообще можно использовать любые украшающие материалы, которые придутся по душе.

Интересно! В настоящее время тамбурный шов применяется для декорирования покрывал, подушек, одежды, аксессуаров, панно, а так же при отделке игрушек.

Что представляет собой люневильский крючок для вышивки?

Этот крючок с довольно интересным названием ничуть не похож на обычный вязальный. Две его составные части:

  • Ручка с винтом, который фиксирует иглу-крючок.
  • Игла.

Игла-крючок имеет головку, которая значительно острее, чем у вязального. Иглы, в зависимости от того, с какими тканями работают, следует менять на более тонкую или более толстую.

Рукоятка крючка оснащена специальным указателем для того, чтобы мастерица имела возможность определять расположение прорези язычка и контролировала захват и удержание нитей в процессе прокладывания цепочки.

Используется этот крючок для декоративной вышивки по ткани пайетками, бисером или нитью.

Такой вид декоративной вышивки называется тамбурная вышивка крючком, поскольку основной шов здесь — тамбурный, напоминает он цепочку, состоящую из стежков.

Как правило, вышивают люневильским крючком на прозрачных и тонких тканях: батисте, шелке, муслине, а также на более грубых — бархате, полотне. Особенно изысканно выглядит вышивка тамбурным швом на тоненьких тканях или сетке, и напоминает дорогое кружево.

На плотных тканях отлично смотрятся бисер и стразы. В процессе вышивания мастерица использует обе руки, поэтому ткань должна быть натянута на специальную гобеленовую раму или заправлена в пяльцы.

Гроздья винограда

Виноградные узоры признаны всей центральной Украиной. Киевская, Полтавская, Черниговская области славятся вышиванками и рушниками, украшенными большими гроздьями виноградной лозы.

Эта растительность означает радость, связанную с бракосочетанием, благополучием будущей семьи, миром. Сад – виноград отмечается жизненной нивой. Здесь муж – сеятель, добытчик, а жена – хранительница домашнего очага. Гроздь винограда напоминает родословное дерево со здоровыми и многочисленными членами рода. Украинская история вышивания идет еще с давних времен и раскрывает значение орнаментов и символов.

Рисунки вышивки тамбурным швом

Вышивку тамбурным швом выполняют в той же последовательности, что и счетную. Вначале переводят рисунок на ткань, а затем прошивают по контуру. Если вышивка тамбуром дополнена другими швами, их выполняют после контура.

Орнамент № 1

Подзор из Заонежья был вышит в начале XX в. Здесь приведен фрагмент орнамента.

Фрагмент орнамента

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Начните работу в точке 1.
  3. Выполните тамбурный шов до точки 2.
  4. Начните вышивку контура элемента до точки 3.
  5. В точке 3 выполните поворот влево и вышейте квадраты (от точки 4), работая по стрелке.
  6. Вернитесь в точку 3 и вышейте среднюю часть элемента.
  7. Продолжите шить до точки 6 и выполните второй элемент.
  8. Продолжайте шить по всей линии шва согласно рисунку.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление вышивки

Орнамент № 2

Антропоморфный орнамент с полотенца XIX в. из Устюженского уезда выполнен красной бумажной ниткой по холсту.

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Начните работу в точке 1.
  3. Выполните тамбурный шов до начала фигурки.
  4. Выполните шов по контуру фигурки, вышивая ладони и головной убор как отметы.
  5. Вышейте центральную деталь: цветок.
  6. Выполните вышивку по внутреннему контуру.
  7. Вернитесь к началу фигурки и продолжите шить по рисунку.

Графическая схема. Стрелкой обозначено направление вышивки

Орнамент № 3

Растительный орнамент с полотенца Мологского уезда — вариация «ягодника с птахами». Вышивка красной бумагой по холсту.

Фрагмент орнамента

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Начните работу в точке 1.
  3. Выполните тамбурный шов до основания дерева.
  4. Выполните шов по контуру, вышивая ветки дерева и птицу на его вершине как отметы до точки 2.
  5. Продолжите шить по рисунку от точки 3 до точки 4.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление вышивки

Орнамент № 4

Тамбуром вышивали на холсте шерстяными нитками разных цветов. Этот способ создания рисунка характерен и для северных губерний. Это фрагмент вышивки из Тверской губернии.

Фрагмент вышивки

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Выполните швы по краям орнамента, используя нитки разных цветов.
  3. Выполните швы по контуру деталей орнамента.
  4. Далее вышивайте нитками соответствующих цветов, последовательно прокладывая швы от края к центру детали.

Орнамент № 5, 6

Эти орнаменты, выполненные тамбурным швом, скопированы с более ранних образцов городского рисунка в первой половине XX в. под Каширой.

Обратите внимание, вышивка сделана на вафельном полотенце, а для оформления использовано белое кружево

Фрагмент вышивки

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Выполните швы по контуру деталей орнамента.
  3. Далее вышивайте нитками соответствующих цветов, последовательно прокладывая швы от края к центру детали.

Графическая схема

Еще один пример вышивки тамбурным швом на полотенце.

Фрагмент вышивки

Орнамент № 7

Этот орнамент выполнен, судя по всему, по городскому рисунку на полотенце XIX в. Здесь нарушено правило непрерывности шва: веточки на волнистой линии в центре вышиты как отдельные элементы.

Фрагмент вышивки и графическая схема. Стрелками обозначено направление вышивки

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Выполните тамбурные швы по краям орнамента (от точек 1 и 2).
  3. Выполните шов по центральной линии орнамента (от точки 3).
  4. Выполните усики, начиная и заканчивая шов в точках, обозначенных на схеме.
  5. Выполните веточки. Начните с точки 9 через точки 10 и 11 по правой стороне ветки до точки 12. Вышейте петлю. Продолжайте вышивать по левой стороне ветки до точки 10.

Сюжет № 1

Трехчастный сюжет: дерево, окруженное фантастическими птицами, — рисунок народности вепсы. Это фрагмент полотенца, вышитого в начале XX в. Вышивка выполнена белой бумажной ниткой по кумачу.

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Выполните вышивку фигурки птицы по схеме.
  3. Выполните дерево в центре сюжета.
  4. Выполните вторую фигурку птицы.

Сюжет № 2

Фрагмент вышивки

Рисунок этой вышивки напоминает русский лубок. Выполнена работа на полотенце шерстяными нитками по холсту в XIX в. под Костромой. Фон между рядами тамбурного шва заполнен односторонней гладью.

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Выполните тамбурные швы по контуру вышивки, меняя цвета ниток по схеме.
  3. Заполните гладью фон между контурными швами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Магия красоты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: