Цена
Стоимость бриллиантов определяется по методике 4C, которая включает четыре основных критерия:
- сarat — вес камня;
- сut — качество огранки;
- сolor — цвет;
- сlarity — чистота.
Вес алмазов измеряется в метрических каратах. Грамм — это 5 карат, то есть один карат равен 200 мг. Камни, вес которых составляет 15 и более карат, считаются редкими, а те, которые весят больше 100 карат, — уникальными. За год в мире добывается около 26 т алмазов.
Наиболее популярны у массового потребителя бриллианты весом 0,1 карата. Цена такого камня около 200 $. Экземпляры побольше, массой от 1 карата, стоят от 5 тыс. $ за единицу веса.
Кольцо с черными бриллиантами
Самое большое значение при определении цены камня имеет качество его огранки. Если алмаз огранен неправильно, то ни о какой игре света и красоте не может быть и речи. Ключевую роль в обработке играет отношение глубины и площади поверхности бриллианта к его диаметру. Пропорциональность камня оценивается по пятибалльной шкале GIA от доброкачественной до идеальной.
Правилами торговли предусмотрено, что бриллиантами можно называть только те алмазы, которые имеют ровно 57 граней. По мнению экспертов, именно такая огранка позволяет в полной мере оценить светопреломляющие свойства минерала. Экземпляры, обработанные с применением других технологий, следует именовать алмазами, дополняя формулировку указанием формы: маркиз, принцесса и прочие.
Черные бриллианты
Следующим фактором, влияющим на стоимость бриллианта, является его цвет. Согласно положению, утвержденному Всемирным объединением алмазных бирж, специалисты различают девять цветовых групп алмазов.
Из регулярно встречающихся наиболее дорогими будут бесцветные камни и те, которые имеют незначительный голубоватый оттенок. Их называют бриллиантами чистой воды.
Однако самыми ценными считаются камни глубоких природных оттенков: красные, зеленые, синие, оранжевые и розовые. Такая окраска называется фантазийной. Количество алмазов естественных насыщенных цветов не превышает нескольких десятков на миллион белых камней.
Игра света в натуральном бриллианте
Так, например, российский император Павел I отдал за небольшой алмаз красного цвета 100 тыс. рублей. Для сравнения: корова в те времена стоила 5 рублей.
Невыразительные камни желтоватых и бурых тонов, присущих большинству самородков, ценятся на рынке гораздо меньше.
Кольцо с голубым алмазом
Под чистотой бриллианта подразумевается отсутствие различных дефектов снаружи и внутри камня. В понятие «дефекты» входят микротрещинки, царапины, щербинки, пузырьки воздуха и посторонние включения.
Оценка чистоты осуществляется при десятикратном увеличении алмаза, которое дает возможность подробно изучить его характеристики. По результатам осмотра камень причисляют к одной из одиннадцати групп чистоты. Бриллианты, не имеющие дефектов, входят в группу «внутренне безупречные». Те же, дефекты которых видны невооруженным глазом, относятся к категории «несовершенные».
Желтый бриллиант
Чем обусловлена цена?
Что дороже и почему? Известно, что бриллиант – это одно из наиболее дорогих веществ в мире. Он стоит больше, чем рубин, изумруд или золото, благодаря чему относится к валютным ценностям государства. Стоит он гораздо дороже необработанного собрата, несмотря на то, что при огранке вес исходного материала значительно уменьшается, то есть получается много отходов производства.
Такие различия в стоимости определяются тремя важными характеристиками:
- Обработанный кристалл имеет эстетическую ценность, а первозданный вариант – нет.
- Обработка граней – достаточно затратное производство, сильно увеличивающее цену.
- Не все исходные минералы настолько качественны, чтобы их можно было переделать для ювелирного искусства.
Цена каждого отдельного «царя камней» зависит от его чистоты, цвета, массы, формы огранки. Благодаря неизменной ценности этот минерал становится одним из лучших капиталовложений: можно не беспокоиться, что его цена резко упадет.
Цена синтетических изделий несколько меньше, но они используются чаще всего в сферах промышленности или медицины, а не в изготовлении драгоценностей.
Цвет и блеск
Виды бриллиантов и их цветовые качества напрямую зависят от того, какие примеси к них содержатся. Несмотря на малый процент посторонних включений, именно они оказывают решающее влияние на то, какие бывают камни по цвету и блеску.
Например, известно влияние азота, железа и бора на цвет и красоту переливов в камне, а от содержания азота зависит его уникальное свойство излучать свет под воздействием облучения рентгеном. Считается, что чем больше в минерале азотовых включений, тем красивее и насыщеннее он будет выглядеть.
Минералы голубых цветов возникают из-за примесей бора, а розоватые получаются в результате деформаций, которые претерпела кристаллическая решетка камня в процессе его сложного образования.
Для того чтобы лучше различать бриллианты, существует их общепринятое разделение по цветовым признакам:
Шкала аттестации: короткий путь к оценке.
Вам не обязательно изучать в деталях все вышеуказанные измерения для каждого камня, который вы смотрите.
Существует много переменных, рассматриваемых при оценке огранки, и процесс может быть очень сложным. Тем не менее, вы легко можете увидеть, насколько близка огранка камня к идеальному стандарту, посмотрев на алмазный сертификат и проверив сорт огранки.
Двумя наиболее авторитетными органами, которые оцениваю сорта огранок, являются A.G.S. (Американское Общество Драгоценного камня) и G.I.A. (Геммологический Институт Америки).
A.G.S. используют диапазон сортов от «идеального» до «плохого», в то время как G.I.A. оценивает сорта от «превосходного» (высший сорт) до «плохого» (самый низкий сорт).
G.I.A
(Геммологический Институт Америки), делает всю работу за вас, и, принимая во внимание различные стандарты длин и углов, он назначает сорт огранки для каждого бриллианта, который он сертифицирует
Если алмаз, который вы рассматриваете, поставляется с отчетом классификации G.I.A., изучите его. G.I.A. назначает огранкам сорта, используя следующие категории: «превосходный», «очень хороший», «хороший», «удовлетворительный» и «плохой».
Другие лаборатории имеют различные весы и названия сортов, но все они следуют той же логике: чем ближе размеры определенной огранки к набору пропорций, которые считаются идеалом, тем выше назначенный сорт.
Тем не менее, не стоит забывать, что то, как камень ограняется, является одним из наиболее важных факторов, определяющих его внешний вид, поэтому высокая плата за лучшую огранку может определенно того стоить.
Отечественная ювелирная история
Первые упоминания об алмазах на Руси датируются XI веком. В те далёкие времена драгоценные камни использовались вместо валюты наравне с золотом и серебром. Применять алмазы в ювелирном деле начали только к XVII веку.
Известно, что царь Михаил имел несколько золотых украшений, инкрустированных этими драгоценными камнями. Великая императрица Екатерина II также славилась любовью к бриллиантам.
Массовое производство драгоценностей началось, когда на Урале, в Сибири обнаружились богатые залежи. В советский период было найдено крупнейшее на территории современной России месторождение алмазов – кимберлитовая трубка «Зарница»
Добыча минералов там сегодня не ведётся, место имеет стратегическую важность, считается госрезервом
В России существует всего 7 заводов, занимающихся огранкой алмазов. Крупнейший из них расположен в Смоленске.
Основные характеристики
Алмаз – это исходное сырье для получения бриллианта. Сразу после добычи такой кристалл не имеет ювелирной ценности. Чтобы невзрачный минерал стал роскошным бриллиантом, требуются месяцы кропотливой работы. Огранка, шлифовка и полировка меняют внешний вид и размер алмаза, но не влияют на его физические свойства.
Общие характеристики, которыми обладают бриллиант и алмаз:
- Твердость. По этому свойству им нет равных среди остальных природных материалов. В переводе с греческого алмаз – «несокрушимый». Чтобы убедиться в прочности минерала, можно провести такой опыт: положить его в камеру гидравлического пресса. Постепенное направленное давление не раздавит кристалл. С алмазом ничего не случится, но он причинит вред прессу – продавит стальное основание. Исключительная прочность кристалла объясняется химическим строением – его атомы упакованы очень плотно.
- Хрупкость. Они выдерживают давление, но не способны противостоять ударам. Если по алмазу или бриллианту стукнуть молотком, он раскрошится, поэтому из них невозможно сделать нож или ударный инструмент.
- Слабая проводимость электрического тока.
- Самая высокая среди минералов теплопроводность (в 4 раза больше, чем у меди).
- Стойкость к высоким и низким температурам. На открытом воздухе они сгорят при 850-1000 °С, в струе чистого кислорода – при 720-800 °С. Если продолжать нагрев, то в итоге алмаз превратится в углекислый газ и полностью испарится. В результате от драгоценного камня не останется и следа.
- Не разрушаются от времени (вечные).
При температуре от 2000 °С без доступа воздуха алмаз преобразуется в графит – вещество с противоположными характеристиками. Его твердость ниже, чем у бумаги, он отлично проводит ток.
Алмаз
Кимберлит или алмаз – ценное ископаемое, природный минерал, прародитель бриллианта. По своей структуре это чистый углерод. Такие минералы образуются в земле естественным способом – под действием высоких температур и давления. Их находят в особых месторождениях. Добыча этих камней – сложный и трудоемкий процесс, хотя иногда они выходят на поверхность.
На вид алмазы не представляют собой ничего особенного. Для того, кто не разбирается в минералах, это обычный бесформенный шершавый камень, не обладающий характерным «бриллиантовым» блеском. Он может иметь произвольную конфигурацию и размеры. Самый крупный натуральный алмаз черного цвета (Серхио) весит 3167 карат, что составляет 633,4 г.
Алмазы обладают уникальным качеством – высокой дисперсией или игрой камня. При правильной огранке они искрятся и сверкают. Из одного алмаза после огранки может получиться несколько бриллиантов.
В месторождениях находят прозрачные и мутные алмазы. Цвет зависит от примесей, содержащихся внутри. В природе встречаются желтые, розовые, коричневые, зеленые, черные алмазы. Самыми редкими и ценными считаются голубые.
Прежде чем отдать сырьевой алмаз в руки ювелира, его скрупулезно исследуют эксперты. Они оценивают качество камня по специальной шкале. Затем минерал подвергают первичной обработке – обдирке. Потом его отправляют на огранку, в результате которой он превращается в бриллиант.
Феноменальные свойства камня в полном объеме удалось оценить только в 16 веке, хотя люди обнаружили его раньше (первые упоминания о нем датированы третьим тысячелетием до нашей эры). С тех пор его используют не только в качестве сырья для производства бриллиантов, но и в промышленных целях.
Бриллиант
Бриллиант – ограненный алмаз, который в результате обработки приобрел форму, раскрывающую его цветовое великолепие и царственный блеск. У него должно быть минимум 17 граней.
Качество такого драгоценного камня оценивают по четырем параметрам («4С бриллианта»):
- чистота;
- вес в каратах;
- цвет;
- огранка.
В народе бытует поверье, что натуральный бриллиант, брошенный в стакан с водой, станет невидимым. Возникла даже легенда, что в прошлом контрабандисты провозили через границу такие камни, спрятав их в бутылку с водой. Появился и другой миф: в старые времена ювелиры для определения прозрачности бриллианта становились у окна и сравнивали его оттенок с водой.
Практические опыты и теоретические расчеты опровергли теорию, что этот минерал способен исчезнуть в воде. Он будет виден независимо от чистоты. Знаменитое выражение «бриллиант чистой воды» пошло от ювелиров. Так они отзываются о камне, который не дает отблесков в воде – не содержит включений.
С развитием лазерных технологий появилось понятие «залеченный (облагороженный) бриллиант». Так называют камень, из которого лазером удалили включения, а свободное пространство заполнили стекломатериалом. После таких манипуляций минерал становится менее прочным.
Немного алмазной истории
Человек уже давно использует необычно твердый алмаз в качестве украшения, однако превращать алмазы в бриллианты научился сравнительно недавно. Причиной тому является высокая твердость и прочность минерала – его просто нечем было обрабатывать и огранять. Техника обработки алмазов была очень простой – их терли друг о друга. Других материалов, способных повлиять на их форму просто не существовало.
Ювелиры Древней Индии первыми научились изготавливать алмазные диски для обработки алмазов – они разбивали алмазы молотом, превращали их в крупнозернистых порошок, и приклеивали к металлическим дискам.
Изделия, прошедшие обработку такими дисками называли «алмазными наконечниками», в настоящее время эта техника не используется, а изделия сохранились только в музеях. Среди историков бытует мнение, что в Древней Индии алмаз считали священным камнем, и изменение формы его кристаллов было под запретом, поэтому техника их обработки не совершенствовалась.
В 15 столетии ювелиры научились изменять форму алмазов, подпиливая их нижнюю часть, при этом получалась плоскость, называемая калеттой. Так постепенно приходило понимание, что огранка и количество граней влияют на блеск и красоту алмазов, их способность создавать игру света.
Фламандский мастер Лодевик ван Беркем первым научился делать на камнях фасеты, создав алмаз в форме капли. Эту технику переняли и другие мастера, позже она была использована для огранки бриллианта «Санси». Современные ювелиры называют ее «панделок», и используют для работы с алмазами небольших размеров.
В 16 веке ювелиры Италии начали применять огранку «роза» — техника отличалась созданием симметричных граней без плоских площадок наверху и спила на нижней части.
В 17 веке ювелир из Венеции Виченцо Перуцци разработал систему огранки, в результате которой камень приобретал 33 грани на верхней части, и 24 на нижней (всего 57). Кроме того, он первым начал придавать алмазам округлую форму. Эта техника стала настоящей классикой – ее используют и поныне, называя бриллиантовой. Применяют ее не только для огранки алмазов, но и для некоторых других драгоценных или полудрагоценных камней. Метод придает алмазу замечательные свойства – поток света многократно отражается на его внутренних гранях и выходит наверх, в результате чего получается вспышка света. Бриллиантовая огранка превращает алмаз в сложную призму, в которой белый солнечный свет разлагается на все цвета спектра.
Основные ювелирные традиции Европы сложились в начале 18 века в Амстердаме, город стал центром ювелирного мастерства. В настоящее время здесь действует «Амстердамский музей бриллиантов», где посетители могут увидеть не только мастерски выполненные бриллианты, но и понаблюдать за процессом превращения алмазов в бриллианты.
В ходе многовекового общения с алмазами, ювелиры заметили, что на блеск бриллиантов оказывают влияние и размеры камней. Если бриллиант излишне широкий или плоский, свет в нем теряется, рассеивается или уходит, не высветив достоинств камня. Идеальным является такое сочетание формы и размера, при котором свет многократно преломляется внутри камня и выдает его обратно в приумноженном объеме. Стало ясно, что для качественной огранки недостаточно выверенных движений мастера и качественных инструментов, необходимы знание оптики, и точный математический расчет.
Ученый-математик из семьи ювелиров Марсель Толковский, в 1919 году сумел сделать расчеты, способные превратить алмаз в изумительно красивый бриллиант. Однако предложенная ним формула, пригодна не для всех алмазов, некоторые минералы имеют такую форму, на которой возможности ее применить нет. В настоящее время камни, обработанные в соответствии с этими расчетами, называют бриллиантами Толковского.
Месторождения и добыча
Карьер по добыче алмазов
Промышленные месторождения алмазов связаны с кимберлитовыми и лампроитовыми трубками, приуроченными к древним кратонам. Основные месторождения этого типа известны в Африке, России, Австралии и Канаде.
Прежде других стали известны месторождения алмазов в Индии, на востоке Деканского плоскогорья; эти месторождения уже к концу XIX века были очень сильно истощены.
В 1727 г. были открыты богатейшие алмазные месторождения Бразилии, особенно в провинции Минас-Жерайс, у Теюке или Диамантины, также у Ла-Хапады в провинции Баия.
С 1867 г. стали известны богатые месторождения Южной Африки — «Капские» алмазы. Алмазы были найдены в коренных отложениях возле современного города Кимберли, получивших названия кимберлитов. 16 июля 1871 года компания искателей алмазов расположилась на ферме братьев Де Бирс. Братья приобрели ферму еще в годы начала алмазной лихорадки в регионе за 50 фунтов стерлингов, а в итоге продали за 60 000. Самым главным объектом алмазодобычи в районе Кимберли стала «Большая дыра» («Big Hole»), вырытая практически вручную нахлынувшими сюда старателями, численность которых достигла 50 тыс. чел. к концу XIX в. Каждый день до 30 тыс. искателей алмазов трудились здесь днями и ночами.
С 1871-1914 годы они разработали примерно 2,722 тонны алмазов (14,5 миллионов карат), а в процессе разработки карьера ими было извлечено 22,5 млн тонн грунта. Позже новые алмазные трубки были найдены к северу от Кимберли — в Трансваале, в районе хребта Витватерсранд.
В 2006 году в мире было добыто 176 млн карат алмазов. В последние годы в отрасли был зафиксирован спад добычи.
Алмаз в материнской породе
Согласно материалам Кимберлийского процесса, мировая добыча алмазов в 2015 году составила 127,4 млн карат алмазов на сумму 13,9 млрд долларов (средняя стоимость карата около 109$). В 2018 году мировая добыча алмазов составила 148,4 млн карат, на общую сумму 14,47 млрд долларов США (средняя стоимость добытых алмазов 97 долларов США за карат).
Три компании De Beers, АЛРОСА и Rio Tinto совокупно контролируют около 70 % мировой добычи алмазов. Лидером по стоимости добытых алмазов, является южноафриканская компания De Beers — около 37 % мировой добычи, в количественном выражении лидирующее положение занимает российская АЛРОСА.
Мощности действующих месторождений, степень их выработки, и ожидаемый ввод в эксплуатацию новых рудников позволяют предположить, что в средне- и долгосрочной перспективе на мировом рынке будет наблюдаться превышение спроса над предложением.
Пропорции.
Несмотря на то, что есть различные стандарты для идеальной огранки, пропорции, которые они используют, существенно не отличаются по значению.
Первое, что вы должны знать об алмазных измерениях, то, что они выражены в процентах от диаметра пояса бриллианта, который является просто краем камня, и также является его самой широкой частью.
Давайте посмотрим на самые важные измерения идеального алмаза. Числа даны в виде диапазона значений, которые включают стандарты наиболее широко используемых критериев:
Диаметр площадки: 53%-57,5% (Это — диаметр плоской вершины алмаза, т.е. площадки.)
Высота короны: 14,4%-16,2% (Это — вертикальное расстояние от пояса до вершины камня; корона — верхняя часть от пояса до площадки.)
Глубина павильона: 43,1%-43.2% (Это — вертикальное расстояние от пояса до нижней части алмаза; павильон — более низкая часть от пояса до самой низкой точки.)
Таким образом, используя приведенные выше цифры, мы можем прийти к заключению, что у идеального бриллианта должна быть вершина шириной 53%-57% от пояса, павильон глубиной приблизительно 43%, и корона высотой примерно 14,5%-16%.
Общая высота идеального алмаза, измеренного от его плоской вершины до острой нижней части камня, составляет приблизительно 60%, плюс-минус 2-3 процента.
Если вы будете покупать бриллиант, вам, скорее всего, не нужно измерять все эти величины сами: они будут включены в отчет аттестации, и вы просто должны найти их. Не рекомендуется покупать бриллианты, которые не имеют такой сертификат, подтверждающий их качество.
Бриллианты старой огранки и фото старинных украшений
В ювелирном искусстве отдельную группу составляют бриллианты старинной огранки, это такие формы, как старинная, европейская и «Роза». Все эти разновидности использовались ювелирами при создании ювелирных изделий еще до появления круглого гранения.
Большинство всех видов гранений, которые были выполнены до 1900-х годов принадлежат именно к старинной группе. Бриллианты старой огранки считаются уникальными образцами и их редко можно встретить в современных ювелирных магазинах. В последнее время приобрели особой популярности камни европейского гранения, особенно обручальные. Они являются воплощением старинного элегантного стиля, поэтому не нуждаются в дополнительном оформлении.
Для старой бриллиантовой огранки европейского типа характерен симметричный периметр и 58 асимметричных граней. Дизайн кольца тоже должен быть соответствующим. Из наиболее рекомендованных оправ ювелиры называют викторианскую, эдвардианскую, филигранную, кафедральную и в стиле ар-деко.
Ценность алмазов и их качество
Ювелирная ценность алмаза определяется его оптическими свойствами: высоким светопреломлением и большим различием показателей преломления (дисперсией) для лучей разного цвета.
Дисперсия фиолетовых и красных лучей у алмаза впятеро больше, чем у горного хрусталя, и вдвое больше, чем у самых лучших стекол.
Соответственно выбирается форма огранки алмазных кристаллов. Камень гранят таким образом, чтобы большая часть световых лучей после преломления на гранях возвратилась обратно. Поэтому бриллиант играет
, отражая падающие на него световые лучи, и одновременно внутри кристалла возникают яркие световые вспышки, радужные переливы из-за разложения белого цвета на составляющие.
На просвет бриллиант кажется непрозрачным, так как световые лучи практически через него не проходят.
Натуральные необработанные алмазы довольно невзрачны на вид. Это кажется удивительным, но это так. Обычно это мелкие (1–5 мм в поперечнике) зерна с тусклой матовой поверхностью, часто «одетые в рубашку» гидроокиси железа или других веществ. Такие природные алмазы, «покрытые грубой естественной корой», имел в своей мантии Карл Великий.
Облагораживание, синтез и имитации бриллиантов
Бриллиант — дорогой ювелирный камень, который могут себе позволить немногие. Для снижения цен на современном бриллиантовом рынке существует три тренда:
• Синтетические бриллианты. Человек научился создавать алмаз подобно тому, как это делает природа. Искусственно созданный камень на первый взгляд ничем не отличается от природного собрата, но ценится сегодня ровно в два раза дешевле. Для выявления синтетических бриллиантов существуют специальные приборы, определяющие камни, искусственно созданные по технологиям HPHT и CVD.
Прибор для обнаружения синтетических бриллиантов
• Облагороженные бриллианты. Цвет бриллианта можно улучшить с помощью высокого давления и температуры (HPHT), тонкой пленки, наносимой на поверхность камня, и облучением минерала быстрыми частицами при помощи линейного ускорителя. Можно выжечь лазером темные включения внутри бриллианта и заполнить образовавшиеся пустоты и оставшиеся трещины специальным гелем, коэффициент оптического преломления которого совпадает с таковым у алмаза. Все эти операции улучшают эстетические свойства камня, но снижают цену на 5—90%. Выявить факт облагораживания может только опытный геммолог.
• Имитации. Это материалы, похожие по внешнему виду на бриллианты, но таковыми не являющиеся по своей природе. Например, популярный фианит — это диоксид циркония (формула ZrO2), не имеет никакого отношения к алмазу, а еще более популярный и значительно более дорогой муассанит — это карбид кремния (формула SiC). Небольшие бриллианты имитируют с помощью лейкосапфиров, бесцветных цирконов, синтетических гранатов и т.д. Для выявления имитаций используют специальные приборы — тестеры на теплопроводность и электричество. Большинство алмазов отлично проводят тепло и почти не проводят электричество. Эти свойства позволяют легко отличать настоящие камни от имитаций.
Австралийские розовые бриллианты. Месторождение Аргайл
Методы обработки алмазов
Вопрос о том, как делают бриллианты, имеет два ответа: вручную и при помощи лазера.
Как из алмаза делают бриллиант вручную:
- Раскалывание. По линиям, которые были сделаны специалистом при осмотре, на помещенном в держатель камне таким же минералом делаются небольшие надрезы. После происходит раскол ударом.
- Распиливание. На этом этапе камень крепят при помощи известняка или гипса к медной головке, которую зажимают в специальном режущем инструменте. Для распила используется тоненький диск, смазанный маслом, смешанным с алмазным порошком. Скорость процесса составляет примерно 1 мм/час.
- Придание округлости. Минерал становится круглым, что делает его похожим на бриллиант. Обработка проводится при помощи другого камня.
- Огранка. Кристалл фиксируется в захвате машины для шлифования, квадранте, так, чтобы получился точный угол по отношению к шлифовальному диску для нанесения фацет. Диски, обычно стальные, смазываются специальной пастой или маслом, смешанным с алмазным порошком.
Технологии постоянно совершенствуются, на смену старым приходят новые. Поэтому некоторые алмазы становятся ограненными благодаря лазеру.
При выборе этого способа каждый этап формирования будущего бриллианта происходит с использованием лазерных установок. Кристалл, причисленный к разряду ювелирных, оценивается специалистом, определяющим метод обработки. Нанесение линий распила происходит при помощи лазера. Затем наступаете черед разрезания и огранки, естественно, лазером.
Лазерная обработка позволяет придавать камням нужные формы без учета их направления при закреплении. Отрицательным моментом становится значительные потери алмазной массы, чего не происходит при обработке вручную. О весе бриллианта →
Несмотря на попытку облегчить работу с драгоценными камнями, создать из них шедевр сможет лишь талантливый мастер и только собственноручно. Обычно с одним камнем работает сразу несколько человек. Каждый из них занимается определенным этапом, а над приданием формы алмазу трудятся вдвоем.
Где еще применяются алмазы
Не все эти камни могут быть отнесены к бриллиантам. Качество, цвет, примеси, содержащиеся в природных образцах, являются решающим фактором, на основании которого происходит сортировка камня и определение его дальнейшей «судьбы».
Самые чистые алмазы попадают к ювелирам, но это не значит, что образцы, широко применяемые в промышленной сфере, плохого качества. Поскольку любой «представитель» этого вида камня представляет собой непревзойденный образец твердости, он может применяться в качестве абразива для изготовления дисков и точильных кругов. Алмазы применяются при изготовлении часов, а также в ядерной промышленности, в области микроэлектроники и квантовых вычислительных машин.