Яйца фаберже (фото): роскошь вне времени

Яйца Фаберже с портретами российских императоров

Рисунки пасхальных яиц Фаберже не представлял на утверждение высочайшим особам, мастер имел полную свободу в выборе сюжета и идеи. Работа была трудной, так как зачастую приходилось отбирать важные события из жизни императорского дома или памятные даты русской истории.

Например, по случаю двухсотлетия строительства Петербурга фирма Фаберже сделала к Пасхе 1903 года яйцо «Петр Великий». Тулово яйца украшено золотым орнаментом с мелкими алмазами и рубинами. На четырех миниатюрах на слоновой кости помещены портреты Петра I, Николая II, виды Зимнего дворца и Домика Петра Великого. Внутри яйца находилась миниатюра знаменитого «Медного всадника», который застыл на скале из сапфира. Внутренняя крышка над памятником покрыта белой эмалью, как бы пронизанной солнечными лучами.

Критический взгляд на яйца Фаберже

Вопреки тому, что большая часть искусствоведов восхищается изделиями компании, а профессионализм самих ювелиров никогда не ставился под сомнение, все-таки периодически слышны голоса людей, недовольных продукцией компании. В частности, определенное удивление у профессионалов вызвали кичливые электрические дверные звонки в виде черепашек.

Больше всего достается тем самым пасхальным яйцам, которые когда-то вознесли фирму Карла Фаберже на недосягаемую высоту

В первую очередь критики обращают внимание на банальность выбранной формы: подобными яйцами сложно было кого-то удивить в Европе, ведь их начали изготавливать еще в XVI веке, так что идея была не нова

Самым же ярым и последовательным критиком производства компании был русско-американский писатель Владимир Набоков. В частности, он оставил такое воспоминание о ювелирной фирме: «Мы проходили мимо выставочных окон Фаберже, чьи высоко ценимые царской семьёй минеральные монстры — осыпанные каменьями тройки, красующиеся на мраморном страусовом яйце, и тому подобное — были для нашей семьи эмблемами крикливой безвкусицы».

Остальные яйца Фаберже

Карл Фаберже искусно создавал свои шедевры и каждый раз придумывал новые конструкции. В его яйцах скрывались крошечные корабли, копия кареты императора, мини-портреты, сделанные на мольбертах, слон и даже механический павлин, который мог ходить и поднимал хвост.

Коллекция императора привлекала внимание многих, и некоторые частные лица захотели себе такие же экземпляры. Самая большая коллекция, помимо царской, была заказана магнатом Александром Кельхом для его дражайшей супруги

Она состоит из семи экземпляров и тоже очень популярна, хотя модели не такие искусно сделаны, как императорские. Также известно о восьми яйцах, которые были спроектированы по единичных заказам, в том числе для герцогини Мальборо, Феликса Юсупова, семьи Ротшильдов и других лиц.

История пасхальных яиц

Перед Пасхой 1885 г., пребывая с семьей в Гатчине, Александр III получил от своего брата письмо. В нем описывалось драгоценное яичко с сюрпризом, выставленное Фаберже на продажу. Цена была 4151 рубль, что равнялось приблизительно десятой части стоимости целого дома в центре Петербурга. Но богатых людей в России, готовых купить великолепную безделицу в канун Пасхи, хватало. Царь, поощрявший русских зодчих, велел тотчас приобрести искусную поделку для пасхального сувенира императрице Марии Федоровне. C 1885 г. Карл Густавович удостоился звания Поставщика Высочайшего Двора, что дозволяло на изделиях и вывесках магазинов ставить Российский герб. С тех пор Царский дом ежегодно с нетерпением ждал от искусника пасхальный сувенир с сюрпризом. Эту традицию после смерти Александра III продолжил Николай II, заказывая два подарка — для супруги и матери. Подарочные яйца Фаберже и их содержимое с каждым годом становились все изощреннее. А с 1900 г. сюрпризы стали заводными.

Первое яйцо, купленное императором, было исполнено ювелиром высочайшего уровня Михаилом Перхиным. Он имел право рядом с клеймом Фаберже ставить свое. В его мастерской, впоследствии, выполнялись все заказы на императорские пасхальные яйца, вплоть до смерти мастера. С 1903 г. его место занял Генрих Вигстрем, умелец такого же класса.

На протяжении тридцати лет Карл Густавович создал императорской семье свыше 50-ти подарочных яиц. Кроме них известно только о тринадцати изделиях того же уровня, на изготовление которых уходило по несколько месяцев. Десять яиц было изготовлено для богатейшей купчихи Базановой (Кельх в замужестве), которая, выехав из России до революции, вывезла в Париж все свои ювелирные изделия от Фаберже. По одному подобному произведению было изготовлено для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, одно заказал Альфред Нобель для своего племянника.

Одно из первых яиц-сюрпризов К.Фаберже

Яйцо «Гатчинский дворец»1901 г. Ювелир М. Перхин

История ювелирной фирмы Карла Фаберже

Все началось в 1842 году, в Петербурге.  Никому не известный ювелир Густав Фаберже открыл на Большой Морской улице небольшую ювелирную мастерскую. Мастерская была скромная и работы выполняла тоже скромные – золотые браслеты, брошки и медальоны в виде камней. Но все изменилось, когда к делу присоединились сыновья ювелира Густава Фаберже — Карл и Агафон. Очень быстро мастерская расширилась, заказы стали расти. Но особенно молодые ювелиры сосредоточились на художественной стороне своего дела.

Карл Фаберже

Карл и Агафон получили художественное образование за границей. Карл, ставший впоследствии главой фирмы, учился в Дрездене, в торговой школе. После ее окончания он отправился в путешествие по Европе. Он совершенствовал ювелирное мастерство и одновременно изучал экономику. В 1870 году Карл вернулся в Петербург и занялся делом отца.
У него были редкие организаторские способности и большой творческий потенциал, поэтому в фирме своего отца Карл стал  главным источником идей и безоговорочным судьей воплощенных проектов. Одной из первых работ братьев Фаберже, которая принесла им известность, стали копии с керченских украшений, созданные по заказу германского императора Вильгельма II. Копия со знаменитого ожерелья с подвесками в виде амфор, сделанная ювелиром фирмы Э

Коллином, обратила на себя внимание на Всероссийской выставке в 1882 году в Москве. За эту работу братья получили золотую медаль

А через три года на Нюрнбергской выставке фирма Карла Фаберже получила уже и международное признание. После этого на изделия ювелирной мастерской обратил внимание российский императорский двор. Оценив мастерство ювелиров, монаршие особы и члены царской семьи надолго стали главными клиентами фирмы Фаберже.

Клейма Фаберже

Отличалась фирма великого мэтра многообразием клейм. Выделяются несколько вариантов оттисков. Это могла быть буква «К», инициалы «КФ», полная фамилия «ФАБЕРЖЕ», с инициалом «К ФАБЕРЖЕ», инициал и фамилия с точкой между ними «К.ФАБЕРЖЕ». Каждое из этих клейм могло находиться на изделиях центрального петербургского отделения. Оттиск «Faberge» латиницей, ставился на изделиях для европейских заказчиков и для лондонского филиала.

Кроме тогО известно множество подлинных произведений от Фаберже без наличия всяческого клейма по причине хрупкости материала или слишком тонкой работы. Каменные резные фигурки животных, людей и драгоценные композиции растений далеко не всегда имели клеймение. Выбивая фирменный именник, имелся риск расколоть поделочный камень, из которого делались фигурки. Потому один из оттисков «ФАБЕРЖЕ», «КФ», «К», ставился на металлических деталях фигурок, если таковые имелись, но далеко не всегда. Чаще это было пробирное клеймо Петербурга и никогда не было изобилия оттисков и гербов. То же относится и к цветам. Детали часто бывали столь мелкими и тонкими, что не только клеймо, но инициалы ставить было негде.

С 1885 г. на изделиях стал появляться государственный герб. Но в петербургских изделиях он в основном ставился на работах для императорского двора, семьи монарха, заказах, поступивших через Кабинет его Величества, для именитых гостей, высоких чиновников, на государственных заказах таких, как ордена и монаршие регалии.

Выдающиеся мастера имели право рядом с фирменным клеймом ставить свой именник. Таких мастеров, в общей сложности, было около двадцати.

Часто на изделии стоял оттиск мастера без клейма фирмы. Пуансоны мастеров приходили в негодность, каждый новый имел мельчайшие, вовсе не заметные отличия от предыдущего. Но именно микроскопические особенности именников мастеров позволяют уточнить, в какой период сделано изделие, а порой и их подлинность.

В открывшемся московском отделении с 1887 г. на клейме кириллицей была вытеснена фамилия владельца с инициалом «К.ФАБЕРЖЕ», с точкой или без нее, но с обязательным двуглавым орлом. В отличие от центрального отделения, на изделиях московской фабрики мастера свои именники не оставляли.

В 1924 г. Фаберже Александр и Евгений с несколькими, эмигрировавшими мастерами фирмы, в Париже открыли фирму «Faberge et Cie». Реставрировались и продавались изделия отца, реализовывались работы по собственным эскизам, заказывались в других мастерских фигурки животных в традициях Фаберже. Группа проработала до середины пятидесятых годов, ставя оттиск «Faberge». Там же работал талантливый племянник Карла Фаберже, Федор Агафонович. Имея свой пуансон со старославянской буквой фита «ϴ», он ставил его и клеймо «ФАБЕРЖЕ» на свои изделия. Правда, предприимчивые антиквары, стирая именник Федора, продавали эти произведения, как работы К. Фаберже позднего периода.

Лучшие работы Карла Фаберже

Каждое яйцо Фаберже является уникальным произведением ювелирного искусства. Например, «Яйцо с вращающимися миниатюрами», преподнесенное императрице Александре ее мужем, было выполнено из горного хрусталя, а внутри вращались 12 миниатюр с пейзажами и памятными для императора местами.

Фото 7 — Яйцо Фаберже «Яйцо с вращающимися миниатюрами»

Императорское яйцо «Зимнее» сделано из бриллиантов, опалов и хрусталя с корзиной анемонов внутри.

Фото 8 — Яйцо Фаберже «Зимнее»

Яйцо «Георгиевское» Николай II заказал в 1915 году, когда был удостоен «Ордена Святого Георгия». Яйцо было подарком для матери императора, а внутри находилась фотография Николая.

Фото 9 — Яйцо Фаберже «Георгиевское»

Яйцо «Память Азова» из зеленого гелиотропа с бриллиантами таило в себе модель фрегата, выполненную из золота.

Фото 10 — Яйцо Фаберже «Память Азова»

Необычное яйцо «Коронационное» с императорской каретой внутри поражает точностью изготовления – колеса кареты крутятся, открываются дверцы.

Фото 11 — Яйцо Фаберже «Коронационное»

Яйцо «Кремль» — самое крупное из изделий Фаберже, сделано в виде музыкальной шкатулки.

Фото 12 — Яйцо Фаберже «Кремль»

Розовое яйцо «Ландыши» хранило в себе фотографии Николая II и двух его дочерей.

Фото 13 — Яйцо Фаберже «Ландыши

Самое известное из неимператорских яиц – «Яйцо Ротшильдов».

Фото 14 — Яйцо Фаберже «Яйцо Ротшильдов»

О его существовании стало известно только в 2007 году, до этого изделие хранилось в семье Ротшильдов. Яйцо представляет собой часы с инкрустированным драгоценными камнями петушком внутри, который каждый час поет и машет крыльями.

Фото 15 — Яйцо Фаберже «Конный памятник Александра III»

Детство и юность

Родился будущий ювелир весной 1846 года в северной столице. Мама знаменитого мастера – датчанка Шарлотта Юнгштедт, дочь художника. Отец Густав Фаберже родился в Лифляндии (прибалтийский немец) от онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта. В начале 1840-х Густав Фаберже основал в городе на Неве ювелирную мастерскую, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.

Карл Фаберже

Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Затем юноша учился коммерческому делу в Дрездене.

После длительного путешествия по городам Европы Карл учился ювелирному делу во Франкфурте у мастера Джозефа Фридмана.

Карл Фаберже в молодости

Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Северную Пальмиру. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности.

В 1872 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 25-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы. Поначалу в ее штате числилось 100 рабочих: многих искусных мастеров Карл присмотрел, когда путешествовал по Европе.

Его величество случай

Второй по значимости коллекцией долгое время являлась та, что принадлежала американскому медиамагнату Малколму Форбсу — большому ценителю сокровищ царской семьи. Он собирал ее на протяжении нескольких десятилетий и вошел в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель самого большого частного собрания изделий ювелирного Дома Фаберже.

В это собрание входили не только 180 различных изделий знаменитой российской фирмы, но также 15 подарочных пасхальных яиц, 9 из которых были императорскими. В 1990 году Форбс покинул этот бренный мир, сделав своих наследников счастливыми обладателями не только «заводов, газет, пароходов», но и главного его сокровища — шедевров Фаберже.

Весной 2004 года произошло непредвиденное: незадолго до начала очередного открытого аукциона «Сотбис» семья Форбсов официально объявила о своем намерении выставить на продажу коллекцию изделий Фаберже. Хотя в данном случае правильнее было бы сказать: оставшуюся ее часть — несколько десятков произведений из собрания покойного Форбса наследники успели реализовать двумя-тремя годами раньше.

Но даже такой неожиданный поворот не прибавлял шансов на возврат нашего национального достояния — это казалось просто нереальным. Искусствоведы мечтали о приобретении хотя бы некоторых шедевров…

И тут произошла подлинная сенсация. Еще до начала торгов российский предприниматель Виктор Вексельберг сообщил о завершении сделки по приобретению у семьи Форбсов всей коллекции. Случай беспрецедентный в аукционной практике.

Императорские яйца Фаберже

Первое яйцо по заказу и задумке императора Александра III было сделано ювелиром в 1885 году. Карл не был создателем концепции этого сувенира, император попросил его сделать интерпретацию яйца, которое было создано в начале 18-го века. Всего было сделано три таких экземпляра, один из которых хранился в замке Розенборг в Копенгагене. Так как Мария Федоровна родилась в Дании, император хотел подарить ей что-то, напоминающее о детстве и сокровищах родной страны.

Все три яйца были сделаны с секретом, и содержали внутри миниатюрную фигурку курочки, в которой было спрятано кольцо. По такому же принципу Карл Фаберже сделал свое первое ювелирное яйцо, которое получило название «Курочка» — из белой эмали и матового золота. Как в матрешке, в нем была небольшая птичка, в которой помещались драгоценности — мини версия императорской короны и золотая цепь с рубиновым кулоном.

Яйца Фаберже, первой владелицей которых была императрица Мария Федоровна

Всего для императорского дома он сделал 54 яйца, однако в наши дни своими глазами можно увидеть только 48. После революции и свержения императорской семьи путь этих украшений был долгим и тернистым. Также есть еще и другие коллекционные яйца, которые Фаберже делал для частных лиц. Трудно сказать точное число этих украшений, ведь Карл документировал только заказы императорской семьи. По имеющимся данным, всего известно о 71 экземпляре.

Самое дорогое яйцо Фаберже – яйцо Ротшильдов

По мнению специалистов, яйца для частных лиц в роскоши и оригинальности уступают работам, выполненным для императорской семьи. Многие из частных заказов повторяют тип изделий, созданных для Романовых. Однако одна из последних находок – яйцо Фаберже из частной коллекции, созданное им по частному заказу, говорит об обратном. Эта уникальная работа стала настоящим открытием.В ноябре 2007 года яйцо известное как «яйцо Ротшильдов» было выставлено на торгах Christie’s в Лондоне.  Почти сто лет это произведение хранилось  среди семейных ценностей знаменитой фамилии, и о нем никому не было известно. Некогда нефтепромышленник Морис Эфруссии заказал это яйцо Фаберже, чтобы сделать свадебный подарок своему шурину барону Эдуарду Ротшильду. И с 1902 года, когда яйцо стало собственностью Ротшильдов, эту семью оно больше не покидало.

Яйцо имеет сложный механизм и уникальную конструкцию. Подобных Карл Фаберже изготовил три: яйцо «Петушок» для царской семьи (1900 год), яйцо «Шантеклер» – частный заказ для золотопромышленника Александра Кельха (1904 год) и, собственно, «Яйцо Ротшильда». Это яйцо не просто произведение ювелирного искусства, это и чудо механики. Как уже было сказано, оно имеет сложное устройство.

С одной стороны – это часы, с другой – механический сюрприз. Из яйца каждый час появляется петушок украшенный эмалью и бриллиантами, он хлопает крыльям и даже кукарекает. Само яйцо покрыто розовой эмалью и декорировано гильоше. Гильоше (франц. guilloche) – это и особый узор на поверхности, и способ его нанесения. Принцип гильоше в том, что металл покрывается бороздками, создающими игру света и тени. Раньше этот узор мастера наносили вручную. Позднее, пытаясь добиться безупречной аккуратности, стали использовать для гильоше  специальные механические станки с алмазным резцом.

Аукционный дом Christie’s оценил яйцо Ротшильда работы Фаберже в  6–9 млн. фунтов, это 13–18 млн. долл. В итоге оно было куплено более чем за 18 млн. долл. российским коллекционером Александром Ивановым. Александр Иванов, директор частного Русского национального музея, собирает произведения мастерской Фаберже. В своей коллекции он уже имеет несколько яиц этой знаменитой ювелирной. Ротшильдовское яйцо стало самым дорогим из всех работ Карла Фаберже, что когда-либо выставлялись на торги. До этого самым дорогим было «Зимнее яйцо», проданное на Christie’s в 2002 году за 9,6 млн. долл.  Это изделие – один из заказов царской семьи. Николай II заказал его для своей матери, императрицы Марии Федоровны.
В 2004 году аукционный дом Sotheby’s представил на торги сразу девять императорских яиц мастерской Карла Фаберже. Все они были приобретены российским бизнесменом Виктором Вексельбергом и хранятся теперь в его коллекции.
Ротшильдовское яйцо также стало и самым дорогим русским предметом декоративно-прикладного искусства вообще. В списке самых дорогих произведений русского искусства оно стоит выше произведений Казимира Малевича и Марка Шагала.

Мастера и изделия

С 90-х годов работает камнерезная мастерская (лучший мастер Петр Дербышев). Карл Густавович не первый ювелир, который занимался фигурками людей, животных, растений, но первый, кто начал сочетать неблагородные и благородные металлы, камни полудрагоценные и драгоценные, эмаль, жемчуг, горный хрусталь. Резные животные напоминали нецке (у мэтра имелась коллекция), но были настолько искусны, словно окаменели в момент движения. Из самоцветов выполнялись мастерами Фаберже аксессуары: пеналы для очков, набалдашники тростей, ножи для разрезания бумаги, много другого.


Яйцо с колоннадой,
выполненное из
цветного золота и платины
покрытое эмалью и
бриллиантами. 1905 г.
Ювелир Генрих Вигстрем

Любимыми произведениями маэстро были цветы, сделанные столь реалистично, что не верилось, будто это камень и металл. Вазы Фаберже из горного хрусталя, которые удерживали ветки, казались наполненными настоящей водой. Наибольшая коллекция растений мэтра принадлежит Британскому Королевскому семейству. Александра Датская, супруга английского короля Эдуарда VII и сестра императрицы Марии Федоровны, прикупила в свое время немало вещиц у Фаберже, в том числе и двадцать растительных композиций.


Золотая корзинка с ландышами
1901 год

Ведущим специалистом обработки драгоценных камней и металлов был А. В. Хольфстрем, который руководил мастерской. С 1903 г. его сменил сын Альфред. Поскольку лучшие умельцы работали на предприятии постоянно, а на смену им часто приходили их сыновья, многие технические секреты фирмы не ушли за ее пределы.


Ковш. Витражная эмаль. Ф.Рюккерт

По эскизам своих художников для форм и росписей, фарфор Фаберже заказывал в Мейсене и Лиможе. На изделиях стояло два клейма: фарфорового завода и ювелирной фирмы. Статуэтки, столовые аксессуары, обеденные, кофейные, чайные сервизы Фаберже нередко в мастерских дополнялись золотом, серебром, камнями, слоновой костью.

Работа с эмалями крайне сложна. Главный специалист Николай Петров сумел добиться более 20 тысяч различных оттеночных цветов. Третий сын Фаберже Александр ездил в Париж изучать опыт европейских эмальеров. Оказалось, что их умение значительно уступает изяществу, разнообразию цвета и легкости российских мастеров.

На столовые приборы Фаберже из серебра спрос был необыкновенный. Кроме мастерской в Питере, с 1887 г. открылось московское отделение, где изготавливались сервизы и настольные украшения из серебра. Сын Александр заведовал фабрикой. Лучшим мастером был Юлий Раппорт. Он добился невероятной виртуозности с этим, любимым ювелирами, металлом. В серебро же оправлял Фаберже хрусталь и стекло. Прозрачные кувшины, бокалы, пуншницы, фруктовницы, салатники Фаберже умельцы дополняли серебряными лапами, крыльями, головами, птиц и животных.

Запрет в России на курение в общественных местах и на улице действовал до середины XIX в. После отмены закона сразу же в моду вошли портсигары и мундштуки. Лучшими были портсигары от Фаберже. Ими занимались портсигарщики-монтировщики, делавшие еще и коробки, шкатулки, табакерки. Изделия столь тонкой работы, что не всегда можно было найти линию, разделяющую крышку с корпусом, и непонятно, где шарниры, а где петли. Механизм, открывавший крышку, порой мог найти только владелец.

В художественных мастерских работали 14 постоянных талантливых художников. Среди них миниатюристы Якобсон, Соломенко, Зуев, скульпторы Савицкий, Гринберг (ученик Родена), Илинская-Андреолетти, Луиджи Буцци. Их годовой заработок составлял по 6–10 тысяч рублей. Работать приходилось сверхурочно даже по ночам, фирму редко кто покидал. Великий мастер сотрудничал с Бенуа, Серовым, Шехтелем, Крыжицким.

Граверы, чеканщики, а в каждой мастерской закрепщики, токари, гильешеры, шлифовальщики трудились более 12 часов ежедневно. Только 29 человек занималось изготовлением упаковок для украшений.

Карл Густавович рассматривал внимательно каждый проект, а все этапы самых сложных и дорогих заказов контролировал лично. Любые стадии работ выполнялись только специалистами. Все изделия Фаберже неизменно были качественными и уникальными.

Прочая продукция компании

Не совсем правильно было бы считать, что все яйца были изготовлены лично обрусевшим немцем французского происхождения Карлом Фаберже. На него работала большая интернациональная команда профессиональных ювелиров. Большей частью его работники отчего-то были выходцами из Финляндии, но правой рукой Карла был русский умелец Михаил Перхин, довольно рано, к несчастью, покинувшего наш мир из-за застарелой хронической болезни.

Также не соответствует действительности устоявшееся мнение, согласно которому мастерская Карла Фаберже делала только лишь декоративные пасхальные яйца. Это не так, ассортимент изготавливаемых изделий был весьма разнообразен. Яйца, кстати, даже не были самыми дорогими изделиями фирмы. Известно, например, что колье, которое Николай II вручил своей жене на свадьбу, стоило 250 тысяч рублей, а самое дорогое из всех сделанных яиц лишь 25 тысяч (что, впрочем, тоже колоссально дорого). Ювелиры Карла Фаберже вообще старались держать руку на пульсе эпохи: в моду вошло курение – получайте серию богато украшенных портсигаров. Стала развиваться фотография – декоративные рамки от компании Фаберже не замедлили занять соответствующую нишу на рынке.

Компания погибла в год крушения царской России. Карл Фаберже, впрочем, ненадолго пережил свое дело: он ушел из жизни в 1920 году на исторической родине своей семьи, во Франции, в возрасте 74 лет.

Успех Фаберже

Успех мастерской Фаберже и знаменитость самого мастера были столько велики, что каждый Божий день между 16 и 17 часами к его дому съезжались великие князья — посмотреть, что нового Фаберже выставил на продажу. А в Зимнем дворце, собираясь в специальной курительной комнате у Церковной лестницы, мужская половина царской фамилии хвастала портсигарами от придворного ювелира. Высшим шиком в семье Романовых считалось иметь каждый день разные портсигары.

За период с 1885 по 1917 годы мастерская Фаберже создала 69 ювелирных яиц, большая часть которых была сделана для Романовых. Но были заказы, которые мастер делал для частных лиц, сегодня известно о 15 таких. Возможно их больше, точную цифру назвать сложно, поскольку частные заказы Фаберже не документировал.  Документы ювелир составляя только на императорские заказы.

Сюрприз от Фаберже – яйцо с каретой

Самые известные работы Фаберже для Романовых –  копия Императорской кареты при коронации Николая II, яйцо украшенное портретами  членов семьи Николая II и модель Александровского дворца в Царском селе.

В Зимнем дворце даже сделали специальную кладовую, где хранился запас готовых подарков от Фаберже — императорская семья много путешествовала и по пути часто раздаривала множество разнообразных предметов, сделанных ювелирной мастерской Фаберже. Так, императору Японии были подарены пуншевая чаша, два канделябра, ваза из агата, серебряный сервиз (графин с 12 чарками на подносе) и ручное зеркало матового золота в стиле Людовика XV. А вот китайскому богдыхану российский император преподнес две диадемы, хрустальную чашу с чеканным серебряным петухом, три серебряных вазы с хрустальными вкладками, два хрустальных графина и шпильку для шляпы с рубином и бриллиантами.

Музей Фаберже: история

История создания музея началась в 2004 году. Именно тогда российский бизнесмен Вексельберг после смерти миллиардера Форбса приобрел коллекцию изделий фирмы Фаберже. Дело в том, что до революции Фаберже был один из главных поставщиков ювелирных изделий для дома Романовых. В 1918 году его компания прекратила свою деятельность. Сам же ювелир, как и многие другие, перебрался заграницу. Нестабильное положение в государстве привело к тому, что многие шедевры Фаберже были проданы, другие просто исчезли в неизвестном направлении.

Для возвращения ценных предметов русского ювелирного искусства на родину был создан специальный фонд «Связь времен». Собственно он в дальнейшем и занимался созданием нынешней коллекции музея.

Вместе с тем,  заслуживают внимания не только экспонаты музея, но и интерьеры Шуваловского дворца. Первой посетителей музея встречает совершенно потрясающая лестница.

А еще мне запомнились Красная, Синяя, Золотая гостиные, Готический зал, Верхняя буфетная с большой вазой. Все они изображены по порядку на фотографиях ниже. Надо сказать, особое место среди залов занимает Синяя гостиная. В ней демонстрируются главные экспонаты музея — пасхальные яйца Фаберже.

Личная жизнь

Карл Фаберже женился лишь раз: его супругой в 1872 году стала девушка по имени Огюста Джулия Джейкобс. В 1874-м Огюста родила мужу первенца, которого назвали Евгением. Он пошел по стопам отца, выучился ювелирному делу, работал в родительской мастерской, а в начале 1920-х иммигрировал во Францию.

Карл Фаберже с женой и сыном Евгением

В 1876-м родился второй сын – Агафон Фаберже. Весной 1895-го вступил в семейный бизнес, а в конце 1890-х стал оценщиком императорского двора. Отношения Агафона Карловича с отцом разладились после обвинения в краже (позже в воровстве признался друг семьи). В 1920-х сын знаменитого ювелира трудился уполномоченным Гохрана. В 1927-м сбежал в Финляндию, где жил в бедности.

Третий сын царского ювелира – Александр – родился в 1877 году. Иммигрировал в Париж и вместе с братом Евгением основал фирму «Фаберже и К». Четвертый, младший, сын Карла – Николай – родился в 1884 году. Стал ювелирным дизайнером. С 1906-го работал в филиале фирмы Фаберже в столице Британии.

Карл Фаберже и Амалия Крибель

В 56 лет глава ювелирного дома влюбился в 21-летнюю певицу кафешантана Амалию Крибель, чешку. Разводиться с супругой уважаемый ювелир семьи Романовых не собирался, но и страсть к юной Амалии победить не смог. Каждый год Карл Фаберже отправлялся на 3 месяца в Европу, прихватив певицу.

В 1912 году Крибель вышла замуж за князя старинного грузинского рода и взяла фамилию Цицианова. Мужа оставила сразу же, а связь с Карлом не порвала. Амалию называют второй Мата Хари. Цицианову завербовали немцы и австрийцы. Попасть в Россию во время войны помог Фаберже. Весной 1916 года Амалию арестовали и сослали в Сибирь. С Карлом Фаберже последняя возлюбленная больше не встретилась, а у ювелира из-за связи с австрийской шпионкой возникли трудности.

Великий триумф

1900 год. Пасхальные императорские яйца и копии царских регалий, представленные Фаберже в Париже на Всемирной выставке, покорили европейцев. Экспонаты выставлялись вне конкурса, поскольку глава фирмы был членом жюри. От французского правительства российский мастер получил звание Почетного Легиона и мэтра от парижской гильдии ювелиров. Поставщик Высочайшего Двора России, короля Швеции и Норвегии, обладатель нескольких золотых медалей, высочайших наград теперь получил признание Европы.

После этого, имея филиалы в Москве, Одессе, Киеве, он откроет в 1903 г. магазин в Лондоне, где на протяжении десяти лет изделий будет продано более 10 тысяч. Его фирма с 1906 г. станет единственной в Сиаме (Тайланд), а сам мэтр — придворным ювелиром и эмальером короля Сиамского. В 1910 г. маэстро станет придворным ювелиром в России, приняв звание от Николая II.

В том же году будет закончен четырехэтажный особняк на Большой Морской улице. Построенный всего за год он обойдется в полмиллиона рублей золотом. Отцовский дом стал мал для ведения бизнеса. Новое здание превратилось в центр фирмы. Первый этаж занял великолепный магазин. Он стал модным местом Петербурга. С четырех до пяти, после обеда, здесь собиралась питерская знать, чтобы посплетничать и обменяться новостями, сделав новые заказы.

Второй этаж и дворовые корпуса были заняты под мастерские с современнейшим техническим оборудованием. В это время здесь трудилось около 600 работников. Мастерские работали с семи утра и до одиннадцати вечера, даже по воскресеньям. Поток заказов был огромен и не иссякал. По скромным подсчетам, Фаберже, за время своей деятельности, создал около 120 тысяч уникальных ювелирных изделий ручной работы. Такое было под силу только массовым производствам.

Яйца Фаберже сейчас

Яйца из разных коллекций после революции были разнесены по всему миру, ведь сначала большевики посчитали их малоценными и разместили вместе с другими драгоценностями в Кремле. В 1930 году часть яиц была распродана, причем многие за смешную сумму — около 400 долларов. На данный момент самые большие императорские коллекции находятся в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге (11 штук), в московской Оружейной палате (10 штук), в музее Ричмонда (5 штук).

Яйца Фаберже из Королевской коллекции королевы Елизаветы II (Лондон, Великобритания)

Есть яйца ювелира во владении королевы Елизаветы II — она хранит три шедевра из императорской коллекции и один, принадлежащий Кельху. Среди частных коллекционеров самое большое количество яиц удалось найти магнату Форбсу, он мог похвастаться 15 экземплярами. Его наследники хотели выставить коллекцию на торги, но российский олигарх Виктор Вексельберг предложил достойную сумму и выкупил все экземпляры. Теперь они находятся в музее Фаберже, который он и основал. По приблизительной оценке, стоимость коллекции Форбса обошлась ему в 100 млн рублей.

Музей Фаберже

Остальные яйца раскиданы по всему миру в частных коллекциях и музеях. Среди них есть и известные экспонаты, и малоизвестные работы Фаберже. До сих пор его ювелирные шедевры пользуются огромной популярностью и знамениты на весь мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Магия красоты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: