Декоративно-прикладное искусство
Народное творчество Молдовы можно считать настоящей сокровищницей. За долгую историю молдаване сумели создать массу духовных ценностей, привнеся большой вклад в мировую культуру. Здесь много церквей, соборов и храмов. Каждый из них по-своему уникален. Например, Каларашовский женский монастырь демонстрирует типичный славянский архитектурный стиль, а Кафедральный собор более тяготеет к европейскому. Монументальный образ Каприянского мужского монастыря оказывает сильное впечатление и часто вызывает у туристов восхищение.
С внедрением в ковроделие химических красителей контраст цвета поля и узора становится основным характерным свойством молдавского ковра. К началу XX века широкое распространение получает ковер «рэзбой», в центре композиции которого находятся невообразимо яркие, объемные благодаря приему изображения светотени почти натуралистические розы. Иногда они соединены в букеты. На темном фоне ковра крупные розы горят как пламя. На кайме в дополнение к красочному центру изображается яркая гирлянда роз.
Предприятия ручного ковроделия Молдавии сосредоточены главным образом в Страшенском и Ниспоренском районах. Тут предпочитают классический молдавский ковер гармоничной сдержанной гаммы. Предприятия много выпускают маленьких ковриков — «ницурка», всего в два цвета, строгих геометрических орнаментов.
Произведения художественных промыслов Молдавии в красивом ансамбле сосуществуют в парадной комнате жилища молдаванина — «каса маре». Обычно это нежилая, неотапливаемая комната для приема гостей, в которой находились самые красивые вещи: расписные деревянные сундуки с приданым для дочерей, на сундуках — стопки пестрых одеял и красочных ковров, на лавки положены тканые шерстяные дорожки — «лэичер», стены украшены паласами, в резных шкафчиках и на полках — гончарная посуда, которая вносит свою праздничную ноту яркой, веселой, зелено-золотистой росписью. На стенах висят вышитые рушники. Стены и печку — «куптор» женщины расписывали цветочными композициями. «Каса маре» в доме молдавского жителя и сегодня подлинный домашний музей, который говорит о талантах и большом вкусе живущего в доме человека.
Керамика — один из древнейших художественных промыслов Молдавии. Современная молдавская керамика в своей основе имеет древние традиции фракийской, дако-романской, славянской и возникшей в конце бытования балкано-дунайской культур, собственно молдавскую художественную традицию. И по сей день промысел существует в типах красной, серой и черной керамики. В Чинишеуцах, как и в Кобольчине, на месте древних славянских поселений, предпочитают делать черную керамику. Формы сосудов черной керамики обладают особой монументальностью, которая подчеркивается их суровым темным цветом, отливающим как бы серебром от употребляемого лощения поверхности. Подобные сосуды бывают больших размеров, они предназначены для переноски и хранения воды. Их поверхность украшается штампованным орнаментом, а иногда по обожженной бархатистой черной поверхности сосуд покрывается простым лощеным линейным орнаментом, который ложится по форме, оттеняя ее округлость и мягкие изгибы.
Жители Юрчен и Цыганешт предпочитают красную и белую керамику. Дако-романская традиция и сегодня прослеживается в сосудах из красной и белой глины, в изделиях, имеющих широкое устье, поливу и развитую декоративную роспись. Для этой керамики характерны зеленые, желтые и коричневые глазури. Под глазурной росписью нередко употребляется коричневый и красноватый ангоб.
Собственно молдавская художественная традиция наблюдается в керамике, имеющей характерную роспись мелкого рисунка, выполненного ангобами.
Кухня
Благодаря плодородным почвам население может развивать сельскохозяйственные культуры. В Молдавии всегда на столе есть овощи и свежие фрукты. В рацион молдаван входят национальные блюда, присутствующие на столе практически каждый день: брынза; голубцы; мамалыга; гювеч; вареники.
Мамалыга – кукурузная каша — считается нашим национальным блюдом и визитной карточкой Молдовы. Однако кукуруза была завезена в Молдову в XVII веке, в то время как вся остальная Европа попробовала ее еще в конце XV века. Традиционно кукуруза и блюда из нее были чисто крестьянской едой, и только в последние десятилетия стала едой для всех.
Брынзу выдерживают порядка 2 недель. Для изготовления такого сыра требуется особая порода овец. Едят брынзу как закуску, могут добавлять в салаты, к мясным блюдам.
Распространена кукуруза — ее используют при приготовлении большинства блюд. Из кукурузы делают муку, которая необходима для приготовления мамалыги. Это сытная каша, употребляемая на завтрак. Из кукурузы также делают хлеб.
Фрукты могут быть использованы для приготовления всевозможных гарниров. Их солят, варят, даже жарят. Вместе с овощами фрукты образуют уникальные салаты, которых не сыскать в мире. Знаменитым блюдом на всю страну стало молдавское рагу.
Чеснок добавляют в различные подливки. Муждей, скордоля постоянно используются для овощных и бобовых блюд. Чеснок молдаване считают чудодейственным средством, поэтому едят зимой и летом. Основным мясным блюдом на столе является баранина. Свинину едят редко, заедая овощами и фруктами. Часто пищу готовят на вине, что придает характерный вкус. Популярными соусами остаются томатный, винный, чесночный. Молдаване любят пикантность, готовят еду в духовке, добавляют животный жир, чтобы делать пищу более сытной.
Грузинский национальный костюм: описание
Изначально чоху изготовляли из верблюжьей, овечьей шерсти. Теперь наряд представляет собой приталенную верхнюю одежду из хлопка или искусственной ткани со свободным ниспадающим подолом.
Костюм застёгивают сверху до талии. На груди имеются декоративные вставки в виде газырей. Завершают наряд кожаный пояс, с которого свисает булат из дамасской стали, и аксессуары из серебра.
Рукава в костюме покрывают мужские руки до тыльной стороны ладони и играют больше декоративную функцию. При необходимости их можно закатать до плеч, тогда получится своеобразный характерный для одеяния шарф.
Грузинский национальный костюм чоха выпускается в 6 оттенках. Туристы предпочитают приобретать пурпурный наряд, местные жители выбирают классику — чёрный и белый. Также в продаже имеется чоха серого, бордового и синего цветов.
Национальная одежда
Изготовление национального костюма до сих пор существует, хотя редко можно встретить тех ткачих, которые пользовались старыми станками. Однако народные мастера до сих пор живут и радуют людей прекрасными нарядами. Повседневный национальный костюм Молдавии надевают на праздники и фестивали. В гардеробе всегда должны были присутствовать безрукавка, тулуп, шапка.
Пряли обычно девушки. Можно сказать, что это было национальное занятие в течение многих лет. Изготавливали одежду из льна и шерсти. Современные наряды шьются из хлопчатобумажной ткани. Изготовление традиционного костюма требовало сноровки: опыт передавали из поколения в поколение на протяжении нескольких веков.
Женскую одежду составлял передник, юбка, а мужскую — штаны пынзэ и аба с шияком. Женские рубахи расшивали орнаментом, подвязывали шерстяным поясом, сверху накидывали покрывало, частично закрывающее голову. На голову надевали платок басму. Жилеты носили не только мужчины — пептар был необходим женщине, чтобы защититься от холодов. От дождя хорошо укрывал плащ из шерсти.
Наиболее праздничными являлись женские наряды. Мужские же отличались сдержанностью. На праздник надлежало надеть колпак. Рубаху мужчина подвязывал широким поясом с длинной кисточкой. На ногах носили толстые кожаные сапоги.
Танцевальные ансамбли надевают особые наряды, предназначенные для демонстрации хореографического искусства. Их отличает пестрота и преобладание орнаментов, демонстрирующих природу. Отличными от других выглядят и костюмы мастеров прикладных искусств. Например, женщины надевали рубахи с широкими рукавами, а покрывало носили на поясе: работы часто велись на улицах, женщинам подолгу приходилось сидеть на деревянных скамьях, поэтому покрывало позволяло защитить поясницу от переохлаждения.
Изготовление народных костюмов считалось важным, ведь оно имело культурную ценность. Сейчас заказы на изготовление чаще поступают от иностранцев, коллекционирующих национальные костюмы. Их стоимость может быть довольно велика, однако на спрос это никак не влияет.
Чоха и символы — значение грузинской традиционной мужской одежды
В особом представлении национальный грузинский костюм чоха не нуждается — его не только знают во всем мире, но и восхищаются им
Но мало кто понимает те символы, которые скрыты в чохе. Именно благодаря этим символам чоха приобрела некую магическую силу, притягивающую все больше и больше людей в мире.
Владелец одного из старейших салонов по шитью чохи в Тбилиси Нугзар Кванталиани рассказал Sputnik Грузия о символическом значении чохи и о том, как появились в наряде те или иные элементы.
— Расскажите, из каких деталей состоит чоха? И что они значат?
— В целом, чоха – это один из сложнейших костюмов. Он отличается от всех других тем, что состоит из множества деталей, точнее, из 13. Ни у одного другого костюма в мире нет стольких элементов. Я имею в виду повседневные наряды, а чоху раньше носили каждый день. Именно эта многочисленность деталей придает чохе красоту и изящность.
Вот, например, раньше на чохе не было такой детали, как газыри. Они появились позже, когда появилось ружье. Возникла необходимость пришить к костюму такую деталь, которая помогла бы воинам легко хранить патроны. Самым хорошим местом оказалось именно вот это место — на груди, рядом с сердцем, они быстро могли достать патроны. То есть им было комфортно, во время боя им не приходилось их искать и долго возиться. Газыри — очень важная деталь, которая сделала чоху еще более красивым и неповторимым костюмом.
— Чоха была разной, так ведь?
— Совершенно верно. Чоха разная. Вот этот костюм, который вы видите на модели — это чоха князей, в то же время — это праздничный наряд. Кстати, на праздники надевали также чоху светлого цвета – свадебная чоха бывает белой, бежевой, а чоха черного цвета считается более повседневной, этот костюм простой, шьется без вышивок.
Была и чоха с разрезанными рукавами – почему их так называли? Потому что их легко можно было завязать на запястье. Одновременно получался комфортный и изящный наряд.
Чоха стала символом мужества, отваги. Каждый настоящий мужчина должен был носить чоху, однако в прошлом и по сей день чоха остается довольно дорогим удовольствием. Не все могли позволить себе надеть чоху, особенно крестьяне, они надевали только архалуки. Однако все мужчины старались иметь свою чоху. Далее так и случилось, практически в каждой семье, каждый мужчина имел чоху, для нуждающихся это было лишь выходным нарядом.
Что касается папанаки, который был прикреплен к груди мужчины, то в основном он был распространен в Имерети и Самегрело. На папанаки семьи наносили семейные гербы, вышивали их. Когда какой-нибудь князь приходил в собор, на свадьбу или в гости, он обязательно надевал семейный герб. С помощью папанаки люди могли определить, к какой фамилии он принадлежал.
Кстати, папанаки надевали и на голову. Остались старые фотографии, на которых видно, как мужчины носили папанаки на голове. Позднее и женщины начали надевать его на голову, но у женщин папанаки был более маленьким, мужской более широкий.
В основном вышивками оформляли чоху князей. На вышивку чохи уходило много времени, месяц, может, и больше. Вышивали золотыми и шелковыми нитками. Сейчас все проще, есть устройства, специальные станки, с помощью которых мы вышиваем чоху.
Простая или же крестьянская чоха была черной и его рукава складывались до локтей, чтобы костюм был более практичным.
— У чохи очень красивый пояс, какое значение у него?
— Что касается пояса, то его, безусловно, делали из кожи. Он имеет красивые детали, я имею в виду три эти подвязки с одной стороны и еще три с другой, по бокам.
Эти подвязки делают чоху более богатой. Такие же детали можно увидеть на сапогах, которые носили раньше грузинские мужчины. У них было два значения. Первое – это красота, а второе – практичность, чтобы сапоги не спадали вниз. Они держали сапоги.
Что касается пояса, то есть такая версия, что во время охоты грузины вешали дичь прямо на поясе, который был оформлен специальными креплениями.
— Почему вы решили заниматься именно чохами?
— В моем случае профессия выбрала меня сама, досталась по наследству. Моя мама шила чохи. Помню, к нам приходили многие ансамбли, шили чохи, но так массово, как сейчас, люди не надевали национальный костюм. Клиентами моей мамы чаще были ансамбли. Сейчас, помимо ансамблей, приходят рядовые граждане и заказывают национальную грузинскую одежду. Мужчины начали надевать чоху. Правда, больше на свадьбы и религиозные праздники, но спрос большой.
Аджарский костюм
Коротко об их традиционном костюме: без излишеств. Действительно, посмотрите на фото и вы всё поймёте. Всё выглядит красиво, а главное — рационально.
Мужской костюм состоит из рубахи и скроенных особым способом шаровар из шерсти или чёрного сатина. Просторный верх и узкий низ штанов не стесняли движений джигита. Поверх рубахи надевали жилетку в тон шаровар. Самой узнаваемой и одновременно дорогой частью мужского костюма считалась чоха с воротником-стойкой и рукавами до середины локтя. Подпоясывали чоху кожаным ремнём или ярким кушаком. Завершали образ джигита патронташ, кинжал и ружья.
Невероятно красив и функционален женский костюм. Состоял он из длинной, до щиколоток, рубахи синего или красного цвета и шаровар. Поверх аджарка надевала распашное платье из оранжевого ситца. Дополнял национальный костюм шерстяной передник. Голову грузинки украшал ситцевый платок, угол которого обязательно отбрасывался через плечо, покрывая шею. Поверх надевали ещё один платок, скрывавший большую часть лица. С 12 лет аджарки-девочки надевали белую чадру, которой прикрывали лицо.
От папахи до кабалахи
Каждый регион имеет свой головной убор. Каждый из них отличается размером, цветовой палитрой, орнаментом и даже предназначением. Список самых распространённых головных уборов, которые носили и носят на территории Грузии:
- Хевсурская шапка (получила название от одноимённой области). Отличается яркостью, нарядностью и способом отделки. Вяжут её из полушерстяной мягкой пряжи. В орнаменте обязательно присутствие крестов.
- Сванская шапка. Грузинский головной убор, сшитый из войлока и украшенный тесёмкой. Носят шапку в горной части страны (Сванетии). В летний сезон она предохраняет от жаркого солнца, зимой согревает голову.
- Кахури, или кахетинская шапка. Бывает в двух расцветках: чёрная и белая. По внешнему виду напоминает сванскую шапку.
- Кабалахи — конусообразный мегрельский головной убор, сшитый из тонкой шерстяной ткани. Имеет длинные концы и кисть на капюшоне.
- Папаха — это не головной убор, а гордость и честь любого кавказца. Шапку изготовляют из каракуля либо овечьей шерсти.
- Чихтикопи. Женский ободок, расшитый бисером, и с фатой.
- Папанаки. Имеретинский оригинальный головной убор. Четырёхугольная либо круглая маленькая шапочка, сшитая из сукна, расшитая тесьмой, имеющая подвязку под ободком.
Типичный костюм австрийца
Самобытной классической одеждой в Австрии считается «Dirndl», представляющее собой длинное платье с фартуком и пышными рукавами. Мужской наряд для модника — элегантный пиджак благородного серого цвета с отделкой из зеленой тесьмы. Обе вещи подчеркивают индивидуальность, являются признаком отменного вкуса и пришли к австрийцам от их предков, живших в эпоху романтизма. В течение многих столетий городские и сельские традиции создания одежды влияли друг на друга, костюмы никогда не украшались и были сшиты из грубого сукна плохого качества. Вышивка, цепочки, красные ленты из шелка носить запрещалось. С 30-х годов 18 века допускалось декорирование костюма белым и черным кружевом. К основным видам австрийской одежды относят:
- Leibkittel (сарафан), с узкой верхней частью и широкой плиссированной нижней;
- кожаные брюки по колено;
- мужские костюмы из лодена с лацканами яркого цвета;
- меховые женские чепцы из льна с серебряной или золотой филигранью.
Основным материалом для изготовления крестьянской одежды был Loden серого, коричневого и черного цветов, в праздничные дни к костюму крепили небольшие аксессуары красного цвета. С изобретением лодена связана легенда, что тирольский крестьянин выстирал одежду в кипятке, шерсть свалялась, села и появилась новая ткань – практичная, ноская, непромокаемая, что позволяло использовать ее для изготовления плащей пастухам, которые в любую непогоду должны были выгонять стадо на выпас.
Что попробовать: австрийская кухняАвстрия — чуть ли не единственная страна, где кухня почти всего региона…
История костюма в ГерманииВ древние времена одежда предназначалась только для согревания человека. Первые германцы надевали…
Что привозят из КазахстанаВ первую очередь на ум приходят стандартные сувениры и милые безделушки, которые…
Сайт австрийских железных дорог http://www.oebb.atПошаговая инструкция по бронированию билетов онлайн со скриншотамиОбщаться с сайтом просто…
Культура Австрии яркая и многогранная, как и сама страна. В австрийской культуре переплелись традиции и современность, даже в крупных городах можно встретить горожан в национальных костюмах. Еще в прошлом Австрия славилась как один из центров музыки и драматического искусства. В наши дни невозможно представить себе отдых в Австрии без Венской Оперы, Венского хора мальчиков, театров, галерей и венских кафе.
Что можно почитать
- Кошина Н. Молдаване – сильные духом и богатые культурой // TravelAsk. Режим доступа: https://travelask.ru/articles/moldavane-silnye-duhom-i-bogatye-kulturoy
- Народные промыслы Молдавии. Режим доступа: https://culture-art.ru/народные-промыслы-молдавии/
- Стати В. Н. Кто такие молдаване // Русин. 2007. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kto-takie-moldavane
- Суляк С. Г. Молдавия и Русский мир: история и современность (к 650-летию молдавской государственности) // Русин. 2009. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/moldaviya-i-russkiy-mir-istoriya-i-sovremennost-k-650-letiyu-moldavskoy-gosudarstvennosti
- Шорников П. М. Парабола забвения: этническое самосознание русинов Молдавии в XX начале XXI века // Русин. 2005. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/parabola-zabveniya-etnicheskoe-samosoznanie-rusinov-moldavii-v-xx-nachale-xxi-veka
Выдающиеся деятели
Самым знаменитым молдаванином Челябинска является солист группы «Ариэль», заслуженный артист России Борис Каплун. Борис Федорович рассказывает, что его отец, молдаванин Федор Капул, во время Великой Отечественной войны жил в Оренбурге. Так случилось, что он потерял свой паспорт. Тогда это каралось строго. В конце концов, документ восстановили, но при его оформлении ошиблись в написании фамилии (вместо «Капул» начертали «Каплун»).
Олег Славенко, учитель истории в с. Фершампенуаз Нагайбакского района, также активно участвует в политической жизни своей малой родины, являясь депутатом Совета депутатов Фершампенуазского сельского поселения.
В Челябинске работает выходец из Караганды, полковник милиции в отставке, а сейчас адвокат Сергей Лесник.
Продвижение народного стиля
Сама же идея ввести в обиход народный стиль в одежде исходит от членов королевской семьи. Так Карл Великий ценил стиль одежды простого народа. Но его придворным больше нравился другой стиль одежды, ведь византийские шелковые ткани смотрелись так великолепно! Тогда Карл взял свою свиту, одетую в шелковое великолепие, на охоту. Весь день общество ездило верхом под дождем и ветром, прошло вместе с Карлом огонь и воду. И когда вечером свита вернулась в замок, то все бывшее шелковое великолепие свисало непривлекательными, мокрыми лохмотьями с тел знатных сеньоров, в то время как одежда из лодена хранила Карла Великого. Cсхожие причины побудили императора Максимилиана I требовать, чтобы для него и его людей были сшиты костюмы для охоты из такого же материала. С начала 19 века лоден завоевал симпатии высшей аристократии. Лоден часто носили эрцгерцог Иоанн, император Франц-Иосиф. Можно сказать, что любовь к национальному костюму была привита Францу-Иосифу еще с колыбели: к крестинам ему была подарена тирольская шляпа.
Современная ситуация
Молдаван, придерживающихся Катехизиса, отличают оптимизм и стремление как можно скорее обзавестись семьей. Именно в ней человек находит счастье и должен рьяно охранять интересы семьи. Катехизис велит не прощать агрессию, выраженную против народа, государства, друзей и близких.
Мужчина обязан содержать семью и вместе с женой организовывать регулярный отдых. Деньги в понимании этого народа — это не главное, но зарабатывать много не считается зазорным, ведь можно тратить заработанное на семью. Семейные вопросы должны решать в рамках компетенции мужа и жены. В Катехизисе сказано, что женщина может управлять бизнесом, государством и быть ученым. Самым близким народом молдаване считают румынов, а ближайшими славянами по духу — русских и украинцев.
Взрослое поколение относится к звездам современной эстрады скептически
Молодежь всячески призывают обращать внимание исключительно на талантливых людей, а не звезд с телеэкранов. Молдаване считают, что известный человек должен быть героем и общественным деятелем, а не рекламировать вещи
Весьма негативное отношение к желтой прессе и любым СМИ, уподобляющимся ей.
К иностранцам отношение положительное. Молдаване ценят умных, начитанных, мудрых людей. Если человек дает советы, наставления по улучшению качества жизни, значит, его нужно слушать. Большую любовь многие в стране испытывают к жителям Приднестровья. Жители ставят перед собой цель объединиться с регионом, всячески подчеркивая родство.
Интересна, но печальна политическая ситуация, сложившаяся в последние десятилетия после создания независимого молдавского государства в вопросе изучения генезиса молдавского народа. Если в период существования Молдавской ССР исследователями тщательно подчёркивался славянский компонент молдавского этногенеза, то в настоящее время большинство молдавских ученых просто отрицает существование молдавского народа как такого, называя его румынским. Геополитические основания отрицают различные научные доказательства, тем более что в этом направлении (отрицание самостоятельности молдаван как этноса) работает и Молдавская Академия наук. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, когда правительство и научные круги в угоду геополитическим интересам своими руками превращают почти 3 млн. молдаван во «второсортных румын».
Что же означает «Tracht»?
Городская мода и деревенская национальная одежда влияли друг на друга в течение многих веков. Крестьяне, торговцы, ремесленники, простые люди, т.е. наибольшая часть населения, долгие столетия могла использовать для изготовления одежды «произведенное внутри страны, а значит плохое сукно». Цветные украшения, вышивка, серебряные цепочки, красные шелковые ленты были не разрешены. Только в 1730 году было разрешено белое и черное кружево. Крестьянская одежда была из коричневого, черного или серого лодена (Loden — особая теплая, водонепроницаемая ткань на основе шерсти). Для платков, рубашек и воротничков добавлялся праздничный красный. Эти краски используются и в настоящее время. Национальная одежда сельских жителей была различной для разных районов, отражала статус владельца одежды, его профессию (шахтер, ремесленник и др.), семейное положение, вероисповедание. Можно отметить многочисленные «провинции национальной одежды», особенно в альпийских районах, где больше поддерживаются национальные традиции, в том числе и традиции национального костюма. Одежда изготавливались из натуральных материалов: лен, шерсть или кожа.
Головные уборы
Головной убор является обязательной составляющей грузинского костюма. Самая известная мужская шапка – это папаха. Она делалась из овчины или каракуля. Часто в ней прятали драгоценности. Папаха была тяжелой, что не позволяло мужчине наклонять голову. Ее нельзя было снимать, а особенно позорным было потерять.
В зависимости от сословия и местности, существовали и другие головные уборы:
- Наиболее распространенными были куди – небольшие шапочки-тюбетейки, которые украшали национальным орнаментом.
- Хеврусимская шапка вяжется из шерсти, а украшается традиционными узорами.
- Сванский головной убор изготавливается из войлока. Он защищает не только от холода, но и от солнца. Его украшали тесьмой.
- Кахетинская грузинская шапка называется кахури. Она черного или белого цвета, а делается из шерсти.
- Папанаки – это круглая или прямоугольная шапочка из войлока, украшенная вышивкой и тесьмой.
Кроме того, в холодное время года мужчины носили кабалахи. Это головной убор в виде конуса. Его делают из шерсти, на конце украшают кистью. У калабахи длинные свисающие концы, закрывающие шею. Разновидностью ее является башлык – капюшон.
У женщин тоже были разные головные уборы. До начала XX века было принято также закрывать лицо. Самая легкая шапочка для девушек – чихтикопи. Это небольшой ободок, украшенный бисером и вышивкой. На него надевалась вуаль – лечаки. Такой многослойный головной убор назывался тавхурва. Иногда вуаль крепили простым ободком, а сверху повязывали косынку багдади. Она почти полностью закрывала лицо. Кроме того, при выходе на улицу женщина должна была накинуть большое покрывало, которое закрывало все ее тело.
Традиции и обряды
Свадебный обряд проводится в присутствии крестных родителей. Их называют нанашами. Обычно в их роли выступают близкие родственники невесты и жениха. Их роль в жизни молодоженов велика: молодым предстоит прислушиваться и советоваться с нанашами.
Современные свадьбы справляют в ресторанах, а раньше они проходили в родительском доме. Выкуп невесты называют вулпя. Буквальный перевод этого слова — «лис». Жениху преграждают путь цепями, требуя деньги и вино. Богатый стол служит пожеланием благ и процветания семье. В знак замужества нанашка подвязывает платок невесте, а гости дарят утварь, необходимую в хозяйстве. Деньги принято класть в платок, произнося добрые пожелания.
В Молдавии народ веселый и любит торжества. Здесь празднуют даже День вина. Совсем неудивительно, ведь именно вино признано национальным напитком. Торжество сопровождается хореографическими танцами, игрой на национальных инструментах. Идея праздника заключается не просто в распитии алкогольного напитка, а в поддержании винодельческого производства.
Молдаване отмечают Международный женский день, устраивают гулянья во время Дня независимости и празднуют Лимба ноастрэ, который служит памятным днем языку Молдовы. Во время этого праздника люди возлагают цветы на могилы великих писателей и славят одного из величайших поэтов страны — Алексея Матвеевича.
У молдаван существует культ святых. В каждом селении есть свой святой, который является важным покровителем. В селах есть храмы — в них принято ходить на День святого. Обязательно пред празднованием в домах прибираются и накрывают столы. Надо пригласить гостей, налить лучших вин, угостить детей и самому хорошо покушать.
Молдавия является страной виноградников и виноделия. Даже очертания ее на карте напоминают гроздь винограда. ¼ часть населения страны занята выращиванием винограда. Молдавский винный комбинат «Малые Милешты» — внесён в Книгу рекордов Гиннесса, как обладатель самой крупной коллекции вин в мире (1,5 миллиона бутылок, 80 различных наименований).
Часто на празднике люди играют в трынту — довольно сложный вид борьбы, в которой нужно проявить ловкость и хитрость. Победитель получает в качестве главного приза барана.