Муранское стекло

Что посмотреть на острове Мурано

Мурано можно назвать уменьшенной и чуть более потертой копией Венеции (в отличие от Бурано, где домики карамельных расцветок создают совсем другое настроение). Остров Мурано даже неофициально так и называют – «малая Венеция».

Как и сама Венеция, Мурано — это не один остров, а несколько, и разделены они между собой каналами различного размера. Самый большой так же, как и в Венеции, носит название Grande.

Трудно поверить, но до XIX века Мурано утопал в райских кущах фруктовых садов и цветов, пока большую часть деревьев не вырубили для строительства жилых домов. Хотя кое-что еще напоминает о тех временах.

До прихода Наполеона Бонапарта с его все сметающей и разрушающей армией на острове было 18 приходов и монастырей. Сегодня осталось только три полностью сохранившихся церкви. Одна из них — малая базилика Санти-Мария-э-Донато (Duomo dei Santi Maria e Donato), первоначально построенная в VII веке и являющаяся одной из старейших в лагуне. Собор примечателен тем, что в нем хранятся мощи Святого Доната, епископа, жившего в IV веке, чьи останки были привезены из Кефалонии одним из венецианских дожей. По легенде, кости размером более метра, висящие за алтарем, принадлежат дракону, убитому Святым Донатом.

Интерьер собора довольно аскетичен, но стоит обратить внимание на драгоценные мозаики и росписи в византийском стиле. 

Еще одна сохранившаяся церковь — Святого Петра Мученика (Chiesa di San Pietro Martire), построенная в 1348 году. Как и во многих других итальянских церквях, здесь можно посмотреть произведения искусства — работы мастеров венецианской школы живописи: Тинторетто (предположительно, его кисти принадлежит «Крещение Христа»), Джованни Беллини, Паоло Веронезе. 

На этой фотографии видна колокольня церкви, увенчанная луковичным куполом. 

Пожалуй, самое красивое и запоминающееся место в Мурано – центральная площадь, где находится часовая башня и необычная, переливающаяся всеми оттенками лазури колючка из стекла с очень красивым названием «Natale di luce in una cometa di vetro» («Рождество света в стеклянной комете»)

Эта стеклянная звезда-комета, созданная мастером-стеклодувом Simone Cenedese к празднику Рождества в 2008 году, привлекает внимание всех без исключения туристов и украшает большинство открыточных снимков из Мурано. 

Еще одно знаковое сооружение вы, наверное, не пропустите, если отправитесь обратно в Венецию или на Бурано с причала Faro (маяк). Со времен Венецианской республики на Мурано всегда находился какой-нибудь маяк. Свет маяка помогал кораблям ориентироваться в лагуне, где навигация была сложным и опасным делом. Современный нам маяк построен в 30-х годах XX века. У его основания размещены барельефы Девы Марии с Иисусом на руках.

По дороге к причалу и маяку находится стеклянный сад в прямом смысле этого слова, ведь в нем растут цветы из стекла, которые позволят еще раз полюбоваться мастерством местных стеклодувов. 

Текст и фото: Анна Струкова

Другие статьи по Венеции:

  1. Где поесть в Венеции вкусно и недорого
  2. Карнавал в Венеции: лайфхаки от тех, кто побывал
  3. Мастер-класс по созданию венецианской маски
  4. Остров Бурано
  5. Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари
  6. Необычный музей в Венеции: Scuola Grande di San Marco

Квесты в Италии
Экскурсии в Италии
Мастер-классы с итальянцами
Трансферы в Италии

Больше интересных статей об Италии:

Прочида – культурная столица Италии 2022. Гид по острову

Аэропорт Фьюмичино: как добраться в Рим в 2022 году

Римский форум в 10 интересных фактах: реконструкции, фото и видео

Гуляем по Риму вместе с героями фильма «Римские каникулы»

Фонтаны Рима. Cамые красивые и знаменитые

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)

  • 12
    Поделились

Фондамента Манин (Fondamenta Manin)

Продолжаем свой путь дальше по одной из главных улиц-набережных острова — фондамента Манин.

Fondamenta Manin, вид с моста у церкви Сан Пьетро Мартире

Магазинчики и бутики со стеклом расположены на первых этажах во всех 2-3-этажных домах, которые стоят вдоль канала.

магазины с муранским стеклом на Fondamenta Manin

Здесь можно найти все, что угодно, начиная от изысканных бокалов (от 15 евро) и заканчивая необычными фигурками и украшениями из муранского стекла.

муранское стекло муранское стекло магазин с муранским стеклом муранское стекло муранское стекло, оркестр Венской оперы магазин с украшениями из муранского стекла муранское стекло муранское стекло

А еще здесь можно купить люстры и бра, выполненные в традиционном стиле редзоника. 

магазин с люстрами из муранского стекла

Ресторанчики всегда заполнены народом.

ресторанчик на Fondamenta Manin

В 1797 году остров Мурано пережил нападение французских войск, которые до 1806 года оккупировали его, уничтожая все фабрики и мастерские по изготовлению уникальных фигурок из стекла.

Fondamenta Manin

Второй удар пришелся на времена австрийского господства с 1915 г., когда Венеция вошла в состав Австрийской империи Габсбургов, которая покровительствовала Богемии.

Fondamenta Manin

Казалось бы, что история муранского стекла подошла к концу,

Fondamenta Manin

однако в середине 19 века адвокат из Виченцы (Vicenza), Антонио Сальвиати (Antonio Salviati), при поддержке двух предприимчивых англичан построил на Мурано завод и возобновил производство красочных изделий из дутого стекла.

Fondamenta Manin

Былая слава, а также высокое качество работы мастеров современности обеспечили продукции такой же спрос и популярность, которые не угасают и по сей день.

Fondamenta Manin

Сворачиваем к пристани

Почти в самом конце калле Бресажио, перед пристанью, обращает на себя внимание церковь с элегантным, стройным, небольшим фасадом. Это Oratorio Briati, построенная в 1737 году как монастырь для монахинь-кармелиток

церковь Oratorio Briati

Хочу еще поделиться небольшой подборкой муранских окон и дверей.

На Мурано в первое воскресенье июля проводятся соревнования по старинной гребле Ун Рема. Выиграть соревнование, управляясь одним веслом, весьма непросто, тут нужно не только умение грести. Зрелище ярко раскрашенных гондол очень фотогенично.

соревнования по старинной гребле Ун Рема, тренировки

Ну а мы застали тренировки гонщиков.

соревнования по старинной гребле Ун Рема, тренировки

Исторические факты

Самым важным историческим моментом в развитии процесса создания венецианского стекла стали события тринадцатого века. Венеция производила его и до того времени, однако оно совершенно не выделялось из довольно обильной среды других производителей, так что не обладало особенным уровнем художественной ценности. Но в 13 веке жители Венеции привезли из Константинополя несколько образцов византийских расписных стеклянных изделий и пару рецептов его производства. Это дало ему особенный шанс, и венецианцы ими воспользовались, применив новые технологии.

Изначально мастерские по производству таких изделий были расположены непосредственно в Венеции. Однако процесс его изготовления был связан с огнем, что угрожало целостности деревянных построек страны. Исходя из таких соображений, приняли решение для перенесения мастерских сначала за пределы города, а после того вообще на отдельный остров. Как раз с тех пор Мурано называют центром изготовления венецианского стекла.

Представители венецианской республики начали широкую торговую деятельность с некоторыми западными и восточными странами. Среди прочего, предметом торговых отношений было и муранское стекло. Так как Венеция получала от таких продаж немалую прибыль, она всячески старалась держать в тайне секретную технологию производства. Изоляция мастеров-изготовителей-стеклодувов на острове была очень даже кстати.

Прибывшие не имели права устраиваться в мастерские, где изготавливалось муранское стекло. Даже строительством фабрик занимались те, кто был причастен к профессии стеклодува на них, это могли быть дети обладателей других фабрик поблизости или сами мастера. Вывозить его из Венеции было категорически запрещено, попытки разглашения способа изготовления венецианского стекла наказывалось тюрьмой или даже смертной казнью.

Однако при этом причастным сотрудникам фабрик предоставляли некоторые особые виды привилегий, чтобы был способ удерживать их на острове как можно дольше. Наиболее почетной из них считалось то, что любая из дочерей начальников среди стеклодувов могли заключать браки с представителями венецианской знати, и их дети сохраняли за собой все дворянские титулы и права

Для местного населения это было крайне важно, поскольку все жители этой страны всегда держались за возможность приобрести подобные дворянские привилегии

14-15 век славится расцветом муранского стекла. На протяжении этого времени слава о нём разлетелась уже очень широко и его начали очень высоко ценить по всей Европе. Стеклянные изделия стали преподносить в качестве особенных подарков для важных гостей, посещающих город. В течение этого времени также стали определяться некоторые правила производства сосудов разного рода. На тот момент многих приводила в восторг чрезвычайная прозрачность муранского стекла, что сейчас — обычный показатель для любого его вида. Также особенными считались разнообразие цветовых сочетаний и интересные элементы декора.

1861 год отметился открытием на острове Музея венецианского стекла, в который поместили коллекцию из самых выдающихся изделий, изготовленных с 15 по 20 век.

На что необходимо обратить внимание при покупке бус?

Во многих странах сегодня научились искусно изготавливать подделки. Притом, что стоимость будет такой же высокой

Итак, рассмотрим пошагово, на что требуется обратить внимание:

  • Поверхность изделия. Стекло муранских украшений будет очень гладким на ощупь. Благодаря сложной технологии, обладает высокой прочностью. Издает продолжительный и звонистый гул при легком ударе.
  • Рисунки и узоры. За счет использования различных окисей химических элементов мастера создают невообразимые голографические картинки. Они собраны в единую неповторимо красивую композицию. В подделке же такого изображения не будет. Оно, как правило, разбросано и не дает при долгом сосредоточенном рассмотрении объемного эффекта.
  • Уникальность. Если вы увидели два и более одинаковых украшения, то это подделка. Потому что каждое изделие неповторимо и единственно в своем роде. Это — ручная работа. Плюс ко всему, должен быть сертификат качества.

И еще муранское стекло тяжёлое, но ни в коем случае не массивное. И необходимо помнить, что если оно упадет на пол, разобьётся.

На вид украшения походят на цветные камни. Узоры наносятся на поверхность, но углубляются в сердце изделия.

История венецианского стеклоделия

Муранское стекло начали изготавливать еще в XIII столетии итальянские мастера с острова Мурано, который расположен недалеко от Венеции. Венецианские стеклодувы и раньше знали, как делать стекло, но оно не имело большой художественной ценности. Из него делали простые сосуды для применения в быту, различные украшения и бусы.

Мастерские по выплавке стеклянных изделий, расположенные в Венеции, перенесли на отдельный остров, опасаясь пожара в городе, построенном из деревянных брёвен. Мастера вместе с семьями селились на острове Мурано. Искусство передавалось по наследству, стеклодувы пользовались всеобщим уважением и имели важные привилегии. Например, они могли выдавать дочерей за представителей знатного рода, а внукам по наследству предавались все титулы отца. Иностранцы не могли строить стекольные мастерские на острове.

После завоевания Венеции французскими войсками в XVIII веке венецианское стеклоделие пришло в упадок, забылись старинные рецепты, разорились и закрылись мастерские. Только в середине XIX столетия уникальное производство возродилось, благодаря появлению завода, где снова начали делать венецианское стекло с использованием традиционных рецептов.

История происхождения, месторождение

Стекло, как известно, было изобретено в Древнем Египте и Месопотамии, в Древнем Риме появилась технология его изготовления, венецианцы превратили это дело в настоящее искусство. Венеция считается родиной техники, стекло производилось здесь с 8 в., но на протяжении долгого времени изделия никак не выделялись из массы произведений других производителей из-за невысокой художественной ценности.

Историческим моментом в развитии производства стали события 13 в. когда венецианцы привезли из столицы Византии образцы расписных стеклянных изделий с рецептами. Это событие дало новый толчок новому направлению, при изготовлении муранского стекла стали использоваться новые методы, в том числе с использованием огня.

Изначально мастерские располагались непосредственно в черте города, из-за повышенной опасности для деревянных построек производственные мощности были перенесены на остров. С этого времени Мурано превратился в центр изготовления стекла.

Изделия стали пользоваться спросом в европейских и азиатских странах, что стало серьезным источником доходов для Венеции.

Метод изготовления хранился в секрете, чему способствовало также размещение стеклодувов в изоляции на острове. Разглашение секретной технологии каралось смертной казнью, любые попытки вывести стекло с острова строго наказывались. Даже строительством фабрик занимались сами мастера, их дети или причастные к производству люди.

Сотрудникам фабрики предоставлялись определенные привилегии, чтобы они оставались на острове максимально долго. Дочери начальников стеклодувов имели право выйти за представителей венецинской знати, их дети наследовали все титулы и регалии.

Расцвет муранского стекла пришелся на 14-15 в., слава о нем разлетелась очень широко, изделия получили распространение по всей Европе. Муранское стекло стали преподносить в качестве сувенира важным гостям города, в этот же период стали устанавливаться правила производства разных видов сосудов.

Покупатели были в восторге от прозрачности стекла, которое на тот момент было недостижимым

Внимание привлекали также большое разнообразие оттенков и элементы декора. 1861 г

на острове был открыт Музей венецианского стекла, где была помещена коллекция из выдающихся изделий, произведенных в период с15-20 век.

Свойства и сфера применения

Технологии изготовления муранского стекла весьма разнообразны и сложны. Это очистка в несколько этапов, использование золотой крошки и изготовление многокомпонентных предметов. Регулярное усовершенствование техник позволяет производить новые уникальные изделия, популярные во всем мире. За счет применения окиси металлов в качестве красящих веществ, стеклянные вещи имеют яркие цвета, не теряющие своих оттенков на солнце.

По внешнему виду венецианское стекло похоже на самоцветы. Оно плотное с гладкой поверхностью. Все рисунки, которые украшают предметы, не вырезаются, а утапливаются вовнутрь.

Изделия из муранского стекла обладают определенными свойствами, в том числе и во внешнем виде:

  • они чистые и прозрачные;
  • ярких цветов, которые нередко сочетаются в одном предмете;
  • наличие деталей, делающих акцент на уникальности и оригинальности;
  • присутствуют декоративные элементы внешнего рельефа, а также различные природные орнаменты;
  • кувшины имеют яйцевидную форму с коротким горлышком.

Преимущества стеклянных предметов следующие:

  • стойкость и долговечность;
  • тонкость стекла;
  • необычный неповторимый дизайн;
  • ручное изготовление;
  • отличные декоративные свойства.

Недостатков у изделий практически нет. Единственное, что можно отметить, это хрупкость и высокая стоимость.

Из венецианского стекла делают бижутерию, посуду, вазы, люстры, статуэтки, расходный материал для собственного изготовления украшений. Также пользуются спросом изделия для оформления офисов и квартирного интерьера.

Производство стеклянной бижутерии в Венеции — крупная сфера на международном рынке, которая приносит немалый доход. Например, всем известные украшения ювелирной компании Пандора. Это сборочные изделия, состоящие из браслета и шармов — разнообразных бусин, которые покупаются отдельно. Они имеют разную форму, цвет, тематику. Кроме серебряных шармов, есть и стеклянные, изготовленные как-раз из муранского материала.

Венецианские стеклянные бусы имеют особую историю. Было время, когда ими расплачивались, как валютой. Они и сейчас ценятся достаточно дорого.

Помимо украшений, из муранского стекла делают красивую посуду. Формы сосудов и невероятные решения поражают воображение. К сожалению, предметы, произведенные до 15 века, до нашего времени не сохранились. Об их внешнем виде можно узнать лишь из картин итальянских художников.

В период освоения технологий производства венецианского стекла широкое распространение получили люстры. Наибольшая их популярность пришла в 17 столетии, когда они были неотъемлемой частью интерьера в стиле Людовика XV.

Сочетание стеклянных предметов с металлом применялось крайне редко. Его использовали только в тех случаях, если он был действительно нужен. Но даже тогда, металлические детали прятались под стеклянными элементами. Мода на венецианские барочные люстры уверенно держалась до конца 18 века.

Муранское стекло является хрупким и обладает высокой стоимостью

Сейчас есть много производств, которые используют муранское стекло при изготовлении люстр. Например, фирма Busato создает коллекции стеклянных изделий по мотивам творений знаменитых художников. Это люстра IMP 001 24 B, отображающая произведение Винсента Ван Гога «Ирисы». Каждая единица уникальна, нет двух одинаковых товаров, т.к. каждый из них делается вручную.

Продолжает воплощать в жизнь технологии муранских мастеров итальянская фабрика Sylcom. Она создает люстры, бра, потолочные светильники и настольные лампы, подходящие под любой стиль интерьера.

Секрет изготовления

Секрет получения необычных фигурок из дутого стекла держался в строжайшей тайне властями Венеции, а те, кто знал тайны изготовления стекла, не имели права покидать город. Мастера этого удивительного дела не могли уехать из Венеции, однако стоит отметить, что жилось им так не так уж и дурно.

И если ранее все мастерские по изготовлению фигурок из дутого стекла находились в самой Венеции, то вскоре власти города в связи с ростом производства приняли решение перенести его за черту города, на остров Мурано, благодаря которому стекло и получило название муранского.

Еще с 15 века изделия из муранского стекла считались предметом роскоши, их часто дарили высокопоставленным персонам, которые приезжали в Венецию. И не было такого человека, который бы не восхитился умением муранских мастеров создавать из дутого стекла настоящие произведения искусства.

Изделия поражали воображение своей легкостью и кажущейся невесомостью, о них часто писали в книгах и даже изображали на полотнах.

В 1797 году остров Мурано пережил нападение французских войск, которые до 1806 года оккупировали его, уничтожая все фабрики и мастерские по изготовлению уникальных фигурок из стекла. Казалось бы, что история муранского стекла подошла к концу, однако в середине 19 века адвокат из Виченцы (Vicenza), Антонио Сальвиати (Antonio Salviati), при поддержке двух предприимчивых англичан построил на Мурано завод и возобновил производство красочных изделий из дутого стекла. Былая слава, а также высокое качество работы мастеров современности обеспечили продукции такой же спрос и популярность, которые не угасают и по сей день.

Сегодня уникальное и сложное ремесло муранский стеклодувов широко применяется в предметном дизайне. И это неудивительно. Безграничные и бесконечные цветовые, технологические и фактурные возможности стекла позволяют воплотить в жизнь любую задумку автору. Муранское стекло гармонично смотрится практически в любом интерьере, будь оно частью традиционных предметов столового обихода или смелым дизайнерским творением.

В наши дни на небольшом островке Мурано успешно трудятся потомственные мастера этого ремесла, а также ученики нынешних умельцев. Часто в эту часть Венецианской лагуны частенько наведываются и талантливые дизайнеры, которые не могут упустить возможность посотрудничать с муранскими стеклодувами. Как и многие века назад муранское стекло продолжает радовать его ценителей, многогранно изменяясь и принимая любую форму.

Разновидности муранского стекла

Существует несколько разновидностей муранского стекла:

  • Агатовое стекло. Изделия из такого стекла многослойные. Их разноцветные слои расположены в разных плоскостях, что делает изделия из такого стекла похожими на изделия из агата.

  • Авантюриновое стекло, его ещё иногда называют «золотым песком». Его получают путём добавления в стеклянную массу медной крошки, которая кристаллизуется при высокой температуре и дает в итоге своеобразный эффект.

    Изделия из такого стекла очень похожи на изделия из натурального авантюрина. Сам камень в природе бывает трёх цветов: коричневого, синего и зелёного. Последние два оттенка встречаются крайне редко и нередко их заменяют авантюриновым стеклом.

  • Филигранное стекло получают, добавляя в массу прозрачного стекла множество тонких цветных нитей. Нити эти представляют собой либо хаотичное сплетение, либо правильную сетку. В итоге, не без технологических тонкостей, после выдувания изделие приобретает уникальную окраску и сетчатую фактуру.

  • Мозаичное стекло, изготовление которого получило название «технология Миллефиори», в изготовлении сложнее всего: тонкие прутки слоёного разноцветного стекла, в поперечном сечении имеющие форму цветочка, звезды, круга или другой геометрической фигуры, нарезаются на миллиметровые кусочки и вплавляются в другие стеклянные формы.

Сегодня появилось немало аналогов муранского стекла, значительно уступающие оригинальным вещам по качеству и внешнему виду. Так что будьте внимательны. Ну а если вам доведётся побывать в Италии и попасть в Венецию — отправляйтесь на остров Мурано.

Сегодня туда можно попасть практически беспрепятственно и посетить Музей стекла на Стеклянной набережной или одну из многочисленных сувенирных лавок. Поверьте, оно того стоит!

Как рождаются изделия из стекла

Процесс производства стекла, на уровне ремесленных мастерских, несмотря на прошедшие века, совершенно не изменился. Ничего лучше стеклодувной трубки из железа так и не было придумано, а конечный результат изделия, как и сотни лет назад, зависит прежде всего от мастерства и художественного вкуса стеклодела.

Если отправиться в мастерскую, где рождаются изделия из стекла и понаблюдать за всеми фазами производства (в Мурано мастера-стеклодувы счастливы продемонстрировать публике свое искусство), создается впечатление перемещения на несколько веков назад.

Печь разогревают до 1200 градусов. Затем из печи достают тигель со стекольной массой, из которой мастер набирает железной трубкой определенное количество еще раскаленного материала, обычно это большая капля, так называемый bollo. При такой температуре стекло быстро обрабатывается до тех пор, пока его температура не понизится до 750 градусов: стеклодел дует в трубку и одновременно поворачивает ее, моделируя желаемый объект и помогая себе пинцетом и ножницами, которые ему подает подмастерье. Дальше температура в печи поддерживается на уровне 600 градусов. При такой температуре изделие должно находится не менее суток, иначе резкое охлаждение могло бы привести к разрушению стекла.

Стеклоделы за работой. Фото promovetro.com

Чтобы получить цветное стекло, в смесь добавляют небольшое количество оксидов металлов: железо для зеленого, кобальт для голубого, коллоидное золото или медь для красного, олово – для молочного цвета.  

Поскольку почти все стадии производства зависят от импровизации стеклодува и от температуры стекольной массы, каждое изделие всегда остается неповторимым и уникальным, другого абсолютно такого же не существует.  

Отели на острове Мурано

Так как остров совсем не большой, то значительная часть туристов приплывает сюда из Венеции буквально на несколько часов. Но тем не менее на Мурано есть 7 отелей в одном из которых вы можете остановиться, например, с любимым человеком в романтическом путешествии по Италии. Стоимость проживания от 75 до 160 евро в сутки

На наш взгляд стоит обратить внимание на единственный на острове отель 4 звезды La Gare Hotel Venezia — MGallery Collection. Cредняя цена за номер в сезон около 200 евро, но часто бронируя его за несколько месяцев вы можете легко забронировать номер за 100-120 евро, что является отличным предложением для отеля такого уровня

В чем особенности муранского стекла?

Во-первых, это изделия полностью ручной работы. Отсюда следует их уникальность: не бывает двух абсолютно одинаковых браслетов или ваз, даже если мастер воспроизводит их, держа в уме некий макет или эскиз.

Во-вторых, шедевры муранских стеклодувов безопасны для здоровья: это, пожалуй, единственное художественное стекло в мире, для получения которого не используют свинец, никель и какие-либо другие вредные примеси.

В-третьих, муранское стекло не расписывают красками: его сочные, яркие, сложные цвета и узоры – результат кропотливой работы мастера, который комбинирует в одном изделии стекло нескольких оттенков. Их получают благодаря добавлению к стеклянной массе, разогретой до высокой температуры, определенных металлов. Например, медь дает желтовато-зеленый цвет, оксид меди – голубой, окись железа – темно-зеленый, кобальт – синий, олово – молочный, золото – солнечно-золотистый, марганец – красный и фиолетовый.

Основа любого стекла – кварц (или его разновидность – горный хрусталь). Источниками этого минерала для муранского стекла традиционно являются песок из заповедного леса Фонтенбло (юго-восток Франции) и кварцевая галька из рек Тичино (юг Швейцарии) и Адидже (север Италии). Стеклодувы ценят это сырье за его чистоту от примесей.

Декорирование стекла за его многовековую историю доведено до такого совершенства, что мастерам под силу изготовить смальту – кусочки разноцветного эмалированного стекла для различных мозаик, а также: стекло с цветными нитями или блестками внутри; стекло, имитирующее фарфор или драгоценные камни; стекло со слоистым рисунком, как у агата; стекло с эффектом кракелюра, то есть украшенное сеткой внутренних микротрещинок.

Технология производства

Со временем применения первой техники по производству муранского стекла практически ничего не изменилось. В качестве исходного материала используется мелкий песок, который проходит дополнительную очистку. Для получения цветного сырья к нему добавляют различные добавки и красящие вещества.

В качестве основного инструмента для выдувания стекла используется специальная трубка, которая расширена на конце в виде воронки. Технология производства выполняется по следующим этапам.

  1. Стеклянная масса расплавляется при 1 200-1 400 градусах в печи.
  2. Конец железной трубки нагревается и опускается в расплавленное стекло.
  3. Мастер все время вращает трубку, чтобы масса не стекала.
  4. С обратного конца в трубку начинают дуть через деревянный мундштук, выдувая из стекла шарик, которому потом придают нужную форму и размер.
  5. Так выдуваются различные части. После они соединяются между собой для создания задуманного изделия.

Иногда стеклодувы поражают своим талантом, выдувая предметы крошечных размеров, но с точными деталями. Все компоненты, добавляемые в стеклянный состав, имеют натуральную природу, поэтому абсолютно безопасны для человека.

Виды художественного стекла

Существует много разновидностей венецианского стекла. Увидеть самую полную коллекцию можно в музее на о. Мурано. Расположен музей во дворце Палаццо Юстиниана, служившем резиденцией епископов с начала XVII до середины XIX века.

Самые известные виды стекла с о. Мурано:

  • неокрашенное прозрачное стекло;
  • неокрашенное стекло со стеклянными нитями внутри;
  • агатовое, имитирующее узоры агата;
  • мозаичное, в том числе миллефиори;
  • стекло, окрашенное в различные цвета благодаря окиси металлов;
  • стекло с эмалью и позолотой;
  • непрозрачное, молочного цвета, который появляется благодаря окиси олова;
  • стекло с авантюриновым переливом из множества блестящих точек, в него добавлена медь;
  • кракелированное, украшенное мельчайшими трещинами.

Искусство изготовления цветочных и мозаичных узоров внутри стекла было известно в древнем Египте за 200 лет до н. э., затем его заимствовали римляне. Венецианским стеклодувам секреты техники миллефиори стали известны в XIII–XVII веках.

История острова Мурано в Италии

В XIII веке в Венецию из Константинополя были привезены необыкновенные стеклянные предметы, отличающиеся лёгкостью, тонкостью и прозрачностью. Для венецианцев ремесло являлось жизненно необходимым занятием, потому что островное поселение нуждалось в освоении производства товаров. Предприимчивые жители овладели секретным рецептом изготовления стекла, что дало начало появлению небольших стеклодувных мастерских. Высокая температура разогретых печей угрожала пожаром деревянным зданиям города. Это обстоятельство вынудило правительство Венеции издать указ, согласно которому все стеклодувы должны были переехать на остров Мурано.

В Мурано создаётся собственная администрация во главе с мэром. Активное строительство фабрик приводит к интенсивному развитию стекольной промышленности. Период XIV-XV века ознаменовался наивысшим расцветом отрасли. Численность населения Мурано возросло до 50 000 человек. Возникают около 300 мастерских, заводов и школ. Для экономики Венецианской республики стекольное производство являлось одним из самых выгодных предприятий. Хранилище казначейства постоянно пополняется золотом за счёт продаж стаканов, зеркал и очков во всей Европе. Такие изделия ценились и представлялись предметами повышенного спроса. Остров Мурано процветал. Благосостояние людей напрямую зависело от стекольного ремесла.

Cтеклодувы приравнивались по своим привилегиям к дворянству. Высокое социальное положение позволяло ремесленникам носить шпагу, их детям разрешалось заключать брачный союз с членами аристократических семейств республики. Мастера имели право на снисхождение и милосердие властей, а также обладали неприкосновенностью от необоснованного ареста. Существовало два неоспоримых закона — стеклодувам не разрешалось покидать пределы венецианских островов, а также разглашать секрет производства стекла. За нарушение этих законов мастеров приговаривали к смертной казни.

В XV-XVI веке профессионализм стеклодувов достиг непревзойдённых высот. Остров Мурано приобретает мировую славу, как центр производства уникального стекла. Ремесленники усовершенствовали технологический процесс до такой степени, что начали изготавливать хрустальные, позолоченные и цветные стёкла. Изделия стали более разнообразными и украшаться сочными красками. Иностранные купцы закупали огромными партиями чаши, вазы, статуэтки в виде животных, птиц и цветов.

Мурано становится излюбленным местом посещений венецианскими аристократами. На острове начинают воздвигать роскошные дворцы для богатых людей, пожелавших перебраться подальше от шумной и суетливой Венеции. Виллы украшались скульптурами, фонтанами и картинами. В XVII веке популярность муранского стекла пошатнулась — появился могущественный конкурент в Богемии. Спрос на местные изделия заметно упал. Однако люстры и зеркала по-прежнему оставались ходовым товаром для всей Европы.

Ощутимый удар по экономике острова был нанесён французами во время падения Венецианской республики в 1797 году. Наполеон приказал уничтожить все стекольные фабрики. Последующая оккупация Австрией не сулила никаких надежд на восстановления производства. Габсбурги предпочитали развивать и покровительствовать заводам богемского стекла.

В 1854 году наступило возрождение ремесла. Достичь былой славы местным умельцам было уже невозможно. Но была построена новая фабрика по изготовлению бытового стекла для внутреннего потребления. Через несколько лет открылась ещё одна мастерская по созданию стеклянной плитки, которая была нужна для реставрации венецианских дворцов и святилищ. Жители Мурано снова почувствовали вкус в работе, как их предки в далёкие времена. После возникновения нового государства — Итальянское королевство, на острове Мурано возрождаются ремесленнические традиции прошлых эпох. Мастерские возобновляют полную производственную мощность. Постепенно спрос на муранское стекло стал возрастать и не угасает сегодня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Магия красоты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: