История появления
Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!
Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны.
Основные принципы методики
Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша
Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник
Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание
Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
Недопустима критика и запреты
Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
<<Форма демодоступа>>
Этап 2: Усталость и нетерпение
Совершенно очевидно, что вы несчастны. Это то, что знаете наверняка. Отсюда – громадная усталость и разочарование. Всё это в какой-то момент приводит к тому, что «бомба», которая дремала в вас много лет, в один миг оказывается без чеки. А значит – все загнанные внутрь желания выходят на поверхность.
Вы вдруг чётко и ясно понимаете, что несёте ответственность за свою жизнь сами. То есть никто и ни в чем не виноват. Вы оказались, где оказались, исключительно по своей вине.
Вы осознаете, что счастье и благополучие не зависят от других людей или сложившихся обстоятельств. С этого момента все ваши силы направлены на то, чтобы вернуть силу и энергию, активизировать свои чакры и душу.
Процесс пробуждения собственно начинается именно сейчас, когда вы впервые широко открываете глаза и осознаете, что происходит.
Преимущества и недостатки системы
Плюсы:
- Дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы.
- На занятиях не скучно, малыши любознательны и инициативны.
- Они могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.
- Дети знают, что такое «личные границы» и «кто Я есть».
Минусы:
- После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
- Пособия довольно дорогостоящие, и они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.
- Сложно воссоздать монтессори-среду в домашних условиях.
Источники и дополнительные ресурсы
Английский оригинал с проекта Freedomain Radio. Video: The Bomb in the Brain Part 1 — The True Roots of Human Violence
Токсичный стресс у детей крайне негативно влияет на здоровье и развитие ребенка. Центр развития ребенка Гарвардского университета. Video: Toxic Stress Derails Healthy Development
Мозг ребенка деформируется от лишения заботы и взаимодействия. Altered brain development following global neglect in early childhood
Комбинация генов и жестокого обращения с детьми активирует агрессию. Study: Abuse And Genetics = Aggression
Более 900 раз в год родители поднимают руку на ребенка. Video: Children Assaulted 936 Times Per Year
ЮНИСЕФ: 4 из 5 детей 2-14 лет подвергаются физическому наказанию дома. Hidden in plain sight. Statistical analysis of violence against children. (стр. 96)
Алкоголизмhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16549308http://www.acestudy.org/yahoo_site_admin/assets/docs/ARV1N2.127151212.pdf
Курениеhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10553792http://www.acestudy.org/yahoo_site_admin/assets/docs/ACEs_and_Smoking.127153344.pdf
Суицидhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11754674http://www.acestudy.org/yahoo_site_admin/assets/docs/ARV1N3.157150526.pdf
Ранний секс, подростковая беременность и подростковое отцовствоhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14754944http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12100801
Проблемы на работе и финансовые проблемыhttps://www.thepermanentejournal.org/files/Winter2004/childhood.pdf
Насилие между партнерамиhttp://jiv.sagepub.com/content/18/2/166
Ранняя смертьhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19371414http://acestudy.org/yahoo_site_admin/assets/docs/LaniusVermetten_FINAL_8-26-09.12892303.pdf
Ожирениеhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12119573http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17572308
Этап 3: Благословение
Эта стадия – одна из самых волнующих в эмоциональном плане. Ваша жизнь вдруг преображается до неузнаваемости. Все вокруг вдруг наполняется невиданными прежде красками, обостряются даже запахи. Вы чувствуете своего рода экстаз: блаженство, эйфорию, непередаваемое чувство свободы.
Но, несмотря на все вышеперечисленное, боль пока не отпускает. Хотя, конечно же, она не столь интенсивная.
Эмоции прошлого все еще живут где-то внутри, время от времени напоминая о себе. Вы анализируете пройденный путь, пытаясь понять, как выбрали такую жизнь. Как только возникают вопросы – находятся первые ответы.
Кому подойдёт система Монтессори
Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку. А вот маме и папе, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка без привязки к стандартной системе, метод, скорее всего, не подойдёт.
Детям, у которых нет проблем с общением и социализацией, будет легче, чем замкнутым. Любителям спокойно поиграть или порисовать будет проще освоиться, чем тем, кому нужно много подвижных игр в течение дня.
<<Форма курс 1-4>>
В России относительно распространены частные монтессори-сады, центры раннего развития или группы, где дети занимаются по системе. Обычно помещение разделено на зоны, в каждой из которых ребёнок может находиться по своему усмотрению. Занятия проходят индивидуально с каждым малышом.
Монтессори-группа
Из садика дети могут перейти в монтессори-классы, где оценки ставятся по принципу «получилось — не получилось». Такие школы — большая редкость, иногда частные учреждения берут отдельные монтессори-принципы. Но и те и другие считаются экспериментальными площадками. В школе дети встречаются не только с «хочу», но и «надо сейчас», то есть с обязательными уроками.
Монтессори-педагогика — это лишь один из методов. Его можно сочетать с другими. Например, есть ТРИЗ, вальдорф, интерактивное обучение, перевёрнутый класс, система Эльконина-Давыдова.
Тест на определение НДО
Скачать файл с вопросами теста для печати.
Для сбора данных использовался следующий опросник. Он определяет испытанное в детстве, физическое, эмоциональное и сексуальное насилие и лишение заботы.
Случалось ли с вами, что в течение первых 18 лет вашей жизни:
(Отметьте галочками вопросы с положительными ответами и тест посчитает ваш балл НДО)
1. | Родитель или любой взрослый человек часто или очень часто Ругал, оскорблял или унижал вас? Или вёл себя таким образом, что вы боялись физически пострадать? |
Да |
2. | Родитель или любой взрослый человекЧасто или очень часто толкал, хватал, шлепал вас или бросал что-либо в вас? Или хоть один раз ударил вас так сильно, что у вас остались следы или травма? |
Да |
3. | Взрослый человек или любой человек старше вас более чем на 5 лет хоть один раз Трогал или ласкал вас или просил потрогать его/ее с сексуальным намеком? Или занимался или пытался заняться с вами любым видом секса? |
Да |
4. | Вы часто или очень часто чувствовали что Никто в вашей семье не любил или не ценил вас? Или члены вашей семьи не заботились друг о друге, не чувствовали себя близкими людьми или не поддерживали друг друга? |
Да |
5. | Вы часто или очень часто чувствовали что У вас не было достаточно еды, вы вынуждены были носить грязную одежду и никто о вас не заботился? Или ваши родители находились под слишком сильным влиянием алкоголя или наркотиков, чтобы заботиться о вас или отвезти вас к доктору, когда вам нужна была помощь? |
Да |
6. | Ваши родители развелись или стали жить раздельно? | Да |
7. | Кто-либо совершал следующие действия по отношению к вашей матери или мачехеЧасто или очень часто толкал, хватал, давал пощечину или бросал что-либо в нее? Или иногда, часто или очень часто пинал, кусал или ударял кулаком или твердым предметом? Или хоть один раз бил в течение нескольких минут или угрожал ножом или огнестрельным оружием? |
Да |
8. | Вы жили с кем-либо, кто являлся алкоголиком или употреблял наркотики? | Да |
9. | Вы жили с кем-либо, у кого была депрессия или психическое расстройство, или кто пытался покончить жизнь самоубийством? | Да |
10. | Кто-то из тех, с кем вы жили, попал в тюрьму? | Да |
Ваш балл НДО:
Прохождение задания «Секрет Чи»
Как начать квест
Для этого необходимо поговорить с девушкой по имени Ян Эр, которую можно найти рядом с точкой телепорта, расположенной к югу от Холма Ву Ван. Она расскажет вам о таинственных руинах, которые следует изучить искателям приключений.
Направляйтесь к месту, указанному маркером, и разберитесь со всеми врагами на своем пути, включая Стража руин. Далее взаимодействуйте с Незаконченной надписью и прочитайте ее. Вам нужно будет отыскать странные камни.
Как найти первый фрагмент (Исследуйте руины)
Итак, вам предстоит найти 3 Гео статуи и активировать их. Они расположены в руинах, находящихся к юго-западу от Холма Ву Ван. На карте ниже показаны точные координаты всех странных камней.
Как только вы активируете все статуи, появится сундук. Подойдите к нему и откройте его. Вы получите 1-й фрагмент, однако все равно не поймете, для чего именно он необходим. Нужно расспросить местных жителей в деревне Цин Цэ. Однако перед этим можете получить следующий фрагмент.
Как найти второй фрагмент на самом высоком пике деревни Цинцэ и решить головоломку
Поднимитесь на самую высокую точку деревушки Цин Цэ, которая находится к юго-востоку от населенного пункта. Вскарабкайтесь на вершину утеса, и вы обнаружите тут 8 Гео статуй. Вам опять нужно будет активировать их в определенном порядке.
На скриншоте выше демонстрируется нужная последовательность (возможно, разрешается активировать в любом порядке). Просто следуйте ей, и вам удастся открыть сундук, в котором лежит второй фрагмент. Теперь отправляйтесь в деревню и поговорите с местными жителями. Первым делом побеседуйте с малышкой Лю. Она посоветует вам пообщаться с бабулей Жо Синь, которая находится рядом с восточным телепортом в поселении. Старушка расскажет о последнем фрагменте.
Как найти третий фрагмент около каменных статуй и решить головоломку
Идите на запад от деревушки Цин Цэ и найдите место с бамбуком на вершине высокого холма. Для получения нужного предмета вам необходимо будет взаимодействовать с Гео статуями в правильном порядке. Смотрите скриншот ниже, чтобы узнать требуемую последовательность.
Далее возвратитесь к бабуле Жо Синь, чтобы узнать расположение тайника.
Как найти и войти в тайник
Отправляйтесь в указанную локацию. Вход в пещеру расположен с правой стороны от водопада. Воспользуйтесь им. Затем взаимодействуйте с закрытыми воротами и используйте 3 ранее найденных фрагмента. В результате вы откроете проход в тайник.
Разберитесь со всеми Стражами руин (мы рассказали о тактике боя с ними в отдельном руководстве) на своем пути и дойдите до самого конца хранилища, чтобы забрать сокровища из сундука. В нем, кстати, можно найти 4-звездочный артефакт. Теперь возвратитесь к бабуле Жо Синь и расскажите ей об увиденном. На этом квест завершится, и вы получите 60 камней истока, 500 очков приключений и Ключ от усыпальницы глубин Ли Юэ.
Реинкарнация души. Исцеление рождения
Травма воплощения на Земле случается со Звездными душами, у которых большой опыт воплощения на других, более высоковибрационных Планетах.
Воплощение на Планете с более низкими вибрациями, где атмосфера кажется чуждой, часто приводит к травме рождения.
Момент соединения с грубой материей, да еще у родителей, для которых рождение детей является простым физиологическим процессом, а не актом сотворчества душ, может стать для Духа эмоциональной травмой.
Для таких душ сложно видеть несовершенство мира. Мир кажется чужим и холодным.
Эти души приходят с задачей научиться наслаждаться красотой и возможностями, которые предоставляет Гайя, увидеть гармонию мира и принять Землю, как свой дом.
Мой опыт показывает, что таким душам может помочь практика на исцеление момента рождения и гармонизация энергий дня рождения через создание мандал. Данные практики я применяла сама и рекомендовала своим подопечным – они дали хорошие результаты.
Сопутствующие симптомы – навязчивые идеи
Чрезмерный перфекционизм также часто активирует склонность к одержимости и принуждению (выполнение вынужденных действий), например:
- постоянная проверка чистоты своих рук;
- постоянная уборка квартиры (из-за грязного пятна на кухонном столе, частиц пыли на полу);
- навязчивый контроль своего веса в виде анорексии и булимии.
Расстройства пищевого поведения часто являются производным расстройством, связанным с ананкастическим паттерном.
Навязчивые мысли, связанные с возможным предательством, приводят к просмотру мобильного телефона партнера, файлов на компьютере, различным проверкам. Например, находясь вдали от дома ананкасты могут звонить несколько раз в день. Часто такое поведение заканчивается разрывом отношений.
Симптомы анорексии
Этап 5: Темнота
Всё вокруг крушится, и в определённый момент вы оказываетесь в кромешной тьме. Немного не по себе, но это очень нужный этап пробуждения.
Вы должны побыть какое-то время в темноте, чтобы понять намного глубже, что означает свет. То, что предстанет вашему взору – ужасает и пугает: полная разруха и нищета, алчность и жадность, варварски уничтоженная природа… Вы смотрите и диву даетесь: как такое могло произойти с нашим миром?
Накрывают отчаянье и депрессия: как вы можете быть частью этого всего? Этих людей, которые привели наш мир к такой печальной развязке?
Вам хочется абстрагироваться, спрятаться. Переполняет желание побыть в одиночестве, наедине с природой, подальше от всего этого. Вы чувствуете себя абсолютно потерянными, потому что никто не понимает, через что сейчас проходите.
Даже не за что зацепиться, кроме как искать ответ на вопрос: «Кто я?»
Функционирование в семье и в отношениях
Ананкаст больше всего боится потерять то, что безопасно и известно, ведь в этом случае ему придется переключиться на другие направления в мышлении и действии. Именно страх потерять контроль – причина того, что ананкастический человек цепляется за прошлое в различных сферах жизни, поддерживая семейные традиции, мораль и религию. Часто такое отношение приводит к догматизму, преувеличению морализаторства или проявляется в межпоколенческом конфликте.
Если человек с ананкастическим расстройством личности – родитель, он будет пытаться контролировать детей и редко будет удовлетворен ими. Он вводит строгие правила и контролирует дисциплину. Родитель часто дает команды, которые четко указывают не только на контроль, но и на попытку поддерживать установленный им порядок.
Часто возникают вопросы: «В какое время ты приезжаешь домой? Ты должен был быть в девять часов, но опоздал на 5 минут!», «Какой беспорядок в твоей комнате! Через полчаса все должно быть убрано, иначе я выкину все игрушки!» Это типичная беседа с детьми в ситуациях, когда они нарушают установленные для них нормы.
Ананастичный родитель также чрезвычайно требователен и на все реагирует нервно. Характерны высказывания: «Ты плохо учишься, нужно стараться больше»,«Пока ты не исправишь оценки, не пойдешь гулять».
Человек с анкантастической личностью может проводить большую часть времени на работе. В контактах с семьей он может быть очень ограниченным, часто не проявляет теплоты и радушия, ограничиваясь отдачей приказов. Потребность в установленном порядке вызывает гнев даже в том случае, если что-то не лежит на «своем месте».
Ананкасты осознают, что для того, чтобы обеспечить социальное продвижение, они должны много трудиться, поэтому сначала в школе, в университете и, наконец, на работе, они всегда стараются быть лучшими. Такое постоянное состояние вызывает усталость и раздражительность, тем более что зачастую семья не в состоянии оценить все усилия больного.
Этап 4: Тяни и толкай
С этого девиза начинается всё самое кардинальное. Перед вами дилемма: закрыть глаза или все же открыть. Страх медленно пронизывает с ног до головы. Это происходит потому, что не были готовы ко всему, что должно направить вас по дороге пробуждения.
Решиться прыгнуть в неизвестность – непросто, тем более когда всё вокруг крушится и разваливается. В такие моменты всё приобретает для вас особый смысл: ваша жизнь, ваши убеждения.
Вы озадачены и ошеломлены.
До вас, наконец, доходит, что стоите на краю обрыва, и земля вот-вот уйдет из-под ног. Это точка невозврата: если решитесь «прыгнуть» – жизнь изменится раз и навсегда. Жить, как прежде, в полудреме и полусне, вы уж точно не будете.
Исцеление кармического урока «бренность жизни»
Бессмысленность существования чувствуют души, которые проходят этот кармический урок
Он сформировался в одном из прошлых воплощений, когда душа не справилась с важной задачей или даже целью всего воплощения
Вина и самонаказание за неспасенные судьбы людей, утерянные знания для истории человечества настолько велики, что превращают любую попытку изменить этот мир и осуществить хоть какую-нибудь значимую цель в бессмысленность.
Часто в фильмах герой кричит: «Все равно мы все умрем!»
Наши умы подпитывают идеями апокалипсиса, чтобы мы относились к жизни, как к чему-то проходящему, скоротечному, и не созидали этот мир. Так работают сдерживающие силы.
Часто души с огромным потенциалом, не позволяя себе ошибаться, не веря в свои силы, приходят к депрессии и ощущению утопичности существования.
Душам с кармическим уроком «бренность жизни» нужно принять мир таким, какой он есть, принять божественную игру, частью которой мы все являемся. Взять ответственность за изменения в своей жизни, научиться искусству «маленьких шагов». Наполеоновские планы – «если уж что-то и делать, то масштабное», –часто приводят к разочарованию – «этот мир не изменить».
Реинкарнация души и её цель жизни
В какой-то момент своей жизни каждый задумывается о смысле существования: для чего я живу, есть ли какая-то высшая цель, ради которой я воплотился?
Эти вопросы кого-то застают в 14, а кого-то в 40.
Кого-то они повергают в экзистенциальный кризис, а кого-то приводят к открытиям целей воплощения.
Я задавалась вопросом смысла жизни с начала первого кризиса в жизни, который случился со мной в подростковом возрасте.
Непонимание родных, мысли о том «я не такая как все», «меня не за что любить, а поэтому, зачем мне жить», – поселились в моей юной голове. Это были настоящие терзания по поводу смысла жизни.
Если все в жизни плохо, то что я здесь делаю? Или все же у Бога были на меня планы, и есть некая цель, ради которой я живу?
Долгие годы я искала смысл жизни, как опору своего существования. Поиски привели меня в психологию, эзотерику и изучению темы реинкарнация души.
Соприкоснувшись с темой реинкарнации, я получила ответы на свои вопросы (хоть и не все):
- Для чего душа воплощается,
- Какие у меня задачи воплощения,
- Какой опыт душа наработала за множество жизней,
- Какие уроки – проще говоря, карму – необходимо пройти.
Что такое смысл жизни
Поиски смысла жизни привели меня к главному ответу: смысла жизни нет, кроме самой жизни.
А если нет смысла жизни, то зачем жить?
И на это есть две причины: радость и творчество.
Если нет смысла, то нужно проживать жизнь, наслаждаясь и радуясь, создавая этот смысл самим. Творчество – это то, что встроено в суть души.
Творческое начало «прошито» в нас с момента зарождения души Творцом.
Стать Творцом своей жизни – это не пафосные слова эзотериков, это то, к чему важно прийти каждому. Конечно, у души существует план воплощения, который она сложила совместно с духовной группой поддержки
Есть события, запланированные для роста и реализации, взлеты и падения
Конечно, у души существует план воплощения, который она сложила совместно с духовной группой поддержки. Есть события, запланированные для роста и реализации, взлеты и падения.
У нас есть и свобода выбора, как проживать свою жизнь. Реализовывать ли таланты и потенциал души или «похерить» план воплощения. Душе все равно, сколько жизней идти к намеченной цели. Даже суицид никого не освобождает от планов души.
Отсидеться, как на карантине, увы, не удастся. Сейчас Земля поднимается в вибрациях и сбрасывает лишний балласт, тех, кто является пиявкой на ее теле, а проще говоря, не привносит ничего полезного в существование Планеты. Такие люди воспринимаются как болезни и вирусы, от которых нужно избавиться.
П.С. Одним из методов, помогающих вспомнить свой проект жизни, является реинкарнационная терапия. Когда у тебя есть карта, ты знаешь пункт назначения пути и что ты скажешь Богу в конце жизни, когда вернешься из своей «духовной командировки». Предлагаем вам курс «Опыт прошлых жизней, или Что говорит нам веда Свентовида» и вы получите ответы на свои вопросы: кто я, зачем я здесь и что будет со мной после смерти.
Особенности протекания ананкастного расстройства
Ананкастический человек очень скрупулезен и добросовестен, он хочет быть совершенным во всех отношениях. Такие люди плохо переносят критику, из-за этого стремятся быть трудоголиками. Больные неоднократно проверяют, хорошо ли выполнена задача, педантичны, а если у них есть подчиненные – постоянно их контролируют.
Ананкасты редко наслаждаются своей работой – в стремлении к совершенству, они почти никогда полностью не удовлетворены результатами своего и чужого труда. Чаще всего они многое не успевают, постоянно оценивая и совершенствуя себя и окружающих. Чрезмерная концентрация на работе обычно идет рука об руку с отказом от удовольствий и уходом из общественной жизни.
Доминирующее чувство – страх перемен. Люди с этим расстройством личности анализируют негативные сценарии о будущем. Имея в виду будущие бедствия, которые могут произойти, они экономят деньги и скупо тратят их на себя и других. Они также склонны накапливать использованные и бесполезные предметы и убирать их «на черный день».
Симптомы ананкастного расстройства
Ананкастичные люди постоянно испытывают страх риска и перемен, из-за чего цепляются за то, что хорошо знают. Из-за этого они также чрезмерно осторожны и склонны подстраховываться «на всякий случай». Это сопровождается проблемами с принятием решений и планированием целей и задач в очень долгосрочной перспективе.
Что дальше?
Мы хотим чтобы вы воспользовались этой информацией, лучше познали себя и окружающих людей. Если вы испытываете проблемы в жизни, о которых мы рассказали, то воспользуйтесь помощью хорошего эмпатирующего психолога. Поделитесь своими переживаниями с близким вам человеком, поговорите с вашими знакомыми, кто пережил насилие в детстве. Только сочувствием, пониманием и поддержкой мы сможем помочь друг другу. Только признанием серьезности проблемы и готовностью изменить то, как мы обращаемся с детьми, мы сможем сделать мир лучше, избавить его от огромного количества насилия и построить по-настоящему свободное, процветающее и счастливое общество!
Пожалуйста, поддержите Доброум материально, чтобы мы могли донести эти знания до максимального количества людей!