Бисер — что за материал?

Секреты производства стекла в прошлом

Стеклодувы и стекольщики были окружены ореолом таинственности, но ограничения на профессию не везде были одинаково строгими. В некоторых регионах, например, в Лотарингии XVI века, кандидаты клялись “проклятием души и потерей рая”, что не будут передавать свои знания посторонним. В других они могли свободно путешествовать, создавать стекольные заводы и искать подмастерьев.

Во Франции профессия стекольщика была облагорожена в буквальном смысле. Стеклоделов причисляли к знати. В некоторых странах гильдии стеклоделов не были созданы, и стеклоделы вступали в другие гильдии, например, в гильдию мясников, что нелегко объяснить.

Рисунки на камнях и скалах

Первые шаги человека в освоении письменной речи дошли до нас в виде рисунков на стенах пещер. Пещера – это жилище, где человек проводил много времени и свои впечатления об охоте, о каких-то семейных событиях или событиях, происходящих в общине, отражал в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было.

На скалах выбивались, выскабливались изображения птиц, животных, человека, дерева, предметов из окружения – всего того, что человек видел вокруг себя. Позднее эти изображения (предметное письмо) трансформировались в символы, значки, каждый из которых что-то обозначал.

История происхождения бисера

История возникновения бисера очень тесно связана с историей открытия стекла. Древняя легенда так рассказывает об этом: много-много лет тому назад купцы из Финикии отправились в Африку, чтобы купить там очень ценный и дорогой товар – природную соду. Сторговавшись, они отправились домой по Средиземному морю. Путь был долгим и тяжелым. Однажды они высадились на ночлег на пустынный берег. Ни камней, ни растительности не было на этом берегу. Чтобы приготовить себе ужин, купцы развели костер и обложили его вокруг крупными кусками соды. Костер тлел всю ночь. Проснувшись рано утром, купцы разворошили золу, и увидели великолепный слиток, который поразил их воображение. Слиток был прозрачен и чист, как родниковая вода, к тому же он был очень твердым. Этот слиток оказался стеклом.

Со временем люди научились изготовлять из стекла круглые бусинки – кружочки со специальным сквозным отверстием для продевания нити. Именно так и появился бисер. Правда, в те далекие времена бисер был мало похож на современный, он представлял собой круглые матовые бусины из непрозрачного стекла.

С течением времени величина бусинок изменялась, они становились меньше. Древние египтяне вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона. Из Египта бисер попал в Рим. Римляне научились у египтян искусству изготовления стекла, освоили основные приемы плетения из бисера. Примерно в 6 веке искусство бисероплетения достигло своего расцвета в Византии. Оттуда оно перешло в Венецию, которая надолго стала лидером.

Всемирную известность получили византийские мастера, которые открыли секреты изготовления цветного и прозрачного стекла. На знаменитом острове Мурано изготовляли не только бисер и бусины, но и всевозможные зеркала и сосуды. Именно этот остров надолго стал признанным центром производства бисера. Секреты изготовления бисера очень тщательно оберегались и передавались от учителя к ученику. За разглашение тайны виновного ожидала смертная казнь. Долгое время венецианские мастера были единственными производителями цветного и прозрачного бисера.

В 1275 году в Венеции был издан специальный указ, который запрещал импортировать бисер. Таким образом Венеция пыталась сохранить свою монополию. Тех, кто осмеливался нарушить этот указ, объявляли государственными изменниками, любыми путями добивались их возвращения на Родину и казнили. Чтобы удержать выдающихся мастеров, правительство страны предоставляло им и членам их семей всевозможные льготы. Так, например, дочь мастера имела право выйти замуж за патриция.

О необыкновенной красоте бисера свидетельствует и тот факт, что, отправляясь завоевывать неизвестные земли, европейские путешественники обязательно брали с собой небольшой мешочек с бисером. Круглые цветные бусинки настолько нравились аборигенам, что они с удовольствием обменивали его на золото, меха и другие ценности.

Со временем искусству изготовления бисера из стеклянных трубочек научились во многих странах, однако самым качественным бисером считается чешский и японский.

В России

Первые стекольных дел мастера появились еще в раннем Средневековье. Украшения, вышивки из бисера популярность обрели в XVI столетии. Петр I пригласил в Россию известных немецких и голландских мастеров-стекольщиков. Своих же ремесленников он активно отправлял за границу, на обучение.

Ломоносов, будучи натурой скрупулезной и увлекающейся, основал лабораторию, в которой находилось несколько печей для создания изделий из стекла. Из материала изготавливали стеклярус, применяемый в декоративно-прикладном искусстве. Однако история бисероплетения на Руси началась задолго до рождения Ломоносова.

Бисер – правила ухода

Бисер можно назвать одним из самых прихотливых декоративных материалов. Хотите сохранить свое деревце, ожерелье или сумочку в первозданном виде? Придерживайтесь главных рекомендаций по уходу за этими вещами:

  • Если изделие припало пылью, протрите его мягкой кистью или же щеткой;
  • Творения из бисера нельзя скручивать, загибать и комкать;
  • Не храните все украшения в единой коробке – они будут царапаться, путаться и рваться;
  • Учтите и то, что даже самый дорогой и качественный бисер может рассыпаться под влиянием сырости, солнца и резких перепадов температур;
  • Изделия на леске храните только в расправленном виде. Леска склонна быстро запоминать ту или иную форму, а вернуть ее к прежнему виду чрезвычайно сложно;
  • Одежду, украшенную бисером, нельзя стирать в стиральной машине, выжимать (в том числе и руками), подвергать глажке и химической чистке;
  • Бисерные вещи нужно аккуратно вымыть в чистой водичке без каких-либо моющих средств, вытереть фланелью и просушить на твердой основе в расправленном виде. Футляры и оплетки сушат на тех вещах, для которых они предназначались;
  • Не используйте для чистки бисера духи или спирт – они плохо влияют на цвет;
  • Картины из бисера протирайте птичьим пером;
  • Не носите бижутерию из бисера под верхней одеждой – это ускоряет перетирание нити.

Вы все еще считаете бисероплетение детской забавой? Что ж, попробуйте создать из этих бусин заколку, бусы или браслетик. Вы и не заметите, как атмосфера творчества захватит всю вашу сущность.

Производство оконного стекла методом вытягивания из расплава

Уильям Кларк из Питтсбурга первый предложил способ производства листового стекла вытягиванием со свободной поверхности расплав. В 1857 г. он представил английский патент, согласно которому, формование плоского листа осуществляется медленным вертикальным вытягиванием затравки с поверхности расплава. В течение последующих 50 лет старались решить основную проблему – сужение ленты стекла при вытягивании, но все попытки были неудачными.

В 1871 году бельгийский изобретатель Ф.Вэллин (F.Vallin) получил французский патент (№ 91787) на производство оконного стекла механическим вытягиванием стекла. Для непрерывной подачи расплава он предложил систему горшков, которые связаны между собой трубкой, так что стекломасса из одного горшка поступала в другой. В последний большой овальный горшок, который был заключен в трубу, опускалась металлическая пластина (затравка). Формование плоского листа происходило при движении этой пластины вверх. В трубе также располагались по бокам стекла воздушные трубки с отверстиями для охлаждения стекла. Лист стекла поддерживался роликами, покрытыми асбестовой тканью. Вытягивание стекла может происходить в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном. В последнем случае предусматривался специальный металлический валок. Вэллин был гениальным изобретателем и предложил практически все основные элементы механического вытягивания, которые в 20 столетии будут применяться во всех способах вытягивания стекла. В то время, когда ванные печи были неизвестны, он представил систему стекловаренных горшков, в которых осветленная стекломасса поступала снизу по трубкам из одного горшка в другой, до основного, из которого происходило вытягивание стекла. Эта система непрерывной подачи расплава стала основой появления ванных стекловаренных печей. В 1890 году Вэллин основал в Гифорсе компанию по производству оконного стекла механическим вытягиванием.

В 1905 году бельгийский инженер Эмиль Фурко (Emile Fourcault) предложил свой способ вертикального вытягивания стекла. При этом старейшем способе (ВВС) используется шамотная лодочка, из щели которой под действием гидростатического давления вытекает постоянный поток стекла. Скорость вытягивание можно регулировать глубиной погружения лодочки. Лента стекла из лодочки поступала в шахтную камеру, где с двух сторон находятся водо-охлаждаемые трубки, и далее по роликам поступала в печь отжига. Для предотвращения сужения ленты по краям ленты были установлены бортоформующие ролики и охлаждаемые трубки. Толщина ленты стекла определялась скоростью вытягивания и температурой в зоне вытяжки («луковицы»). Первые машины Фурко для вытягивания листового стекла были установлены в Бельгии и Чехии в 1913 году. Производительность 11 машин, установленных на одной ванной печи, составляла 250 тонн стекла в день.

Процесс вытягивания стекла позволил производить дешевое оконное стекло с огненно-полированными поверхностями Основной дефект тянутого стекла появляется при формовании (вытягивании) и связан с нарушением плоскостности стекла. Такие нарушения приводят к оптическому эффекту линзы и искажению изображения. Тянутое (машинной выработки) оконное стекло широко применялось в строительстве для остекления окон и теплиц.

История появления и развития стекла на Руси

На Руси этот материал появился из Византии. В Киево-Печерской лавре археологи нашли мастерские стеклоделов, которые датируются одиннадцатым веком. Однако изделий мастеров сохранилось довольно мало. К тому же секреты мастерства были потеряны. Потому предположить наличие истории изготовления стекла на Руси довольно сложно.

Возрождение ремесла произошло лишь в семнадцатом веке. В 1639 году мастер из Швеции Койет построил неподалеку от столицы завод по изготовлению стекол для окон и аптекарской посуды. Через 30 лет там был создан Измайловский завод, на котором изготавливали различные предметы роскоши.

В восемнадцатом веке несколько стекольных заводов появилось и неподалеку от Петербурга. В тот же период было заново изобретено цветное стекло. Для оформления изделий использовали серебро и золото. В качестве декора применяли прозрачную и непрозрачную эмаль.

Первое оконное стекло

Впервые плоское стекло было создано еще в Древнем Риме, которое нашли при раскопках Помпеи. Его создание датируется 79 годом нашей эры – временем извержения Везувия. Этот материал был получен путем литья на плоскую каменную поверхность.

Безусловно, по качеству он сильно уступал современному. Это стекло имело зеленоватый оттенок и матовую структуру, а также включало много пузырей. К тому же оно было достаточно толстым. Тем не менее, этим годом датировано первое использование стекла в архитектуре. Это послужило сильнейшим толчком к последующему развитию стекловарения в Европе.

Производство оконного стекла методом вытягивания из расплава

Этот способ придумал Уильям Кларк из Питтсбурга. В 1857 году он получил английский патент, по которому формирование плоского листа производится путем медленного вертикального вытягивания затравки с поверхности расплава. В течение следующих 50 лет мастера пытались справиться с главной проблемой – сужением ленты при вытягивании. Однако эти попытки были не слишком удачными.

В 1871 году изобретатель из Бельгии Вэллин получил французский патент на изготовление оконного стекла путем механического вытягивания. Чтобы непрерывно подавать расплав, он использовал систему горшков, связанных друг с другом трубкой. Благодаря этому стекломасса из одной емкости попадала во вторую. В последний овальный горшок опускалась металлическая пластина. При ее движении кверху и формировался плоский лист.

В 1905 году инженер из Бельгии Эмиль Фурко предложил свой собственный метод вертикального вытягивания стекла. Для реализации этой технологии применяется шамотная лодочка. Из ее щели под влиянием гидростатического давления постоянным потоком вытекало стекло. Скорость вытягивания регулировалась глубиной погружения лодочки. Чтобы лента не сужалась по краям, использовались бортоформующие ролики и охлаждаемые трубки.

Переход на новые способы производства оконного стекла – флоат-процесс

Самый настоящий прорыв в изготовлении стекла произошел после изобретения так называемого флоат-процесса. В переводе с английского языка этот термин означает «плавать», «держаться на воде». Для изготовления материала стекольную массу подают во флоат-ванну, наполненную расплавленным оловом. В результате она равномерно разливается, образуя идеальную поверхность. Затем материал охлаждается и подвергается отжигу.

На толщину стекла влияет целый ряд факторов – нагревание и охлаждение, механическое воздействие машин, темпы выхода материала из ванны. После отжига стекольные поверхности становятся абсолютно гладкими и располагаются параллельно по отношению друг к другу.

Для изготовления материала применяют доломит, кремнезем, известняк, соду. Также может использоваться определенное количество стеклобоя и прочие составляющие.

Как древние люди шили одежду?

Об интригующей находке ученых было рассказано в издании The Guardian. Орудия труда, при помощи которых древние люди обрабатывали материалы для создания одежды, были найдены в марокканской «пещере контрабандистов». Из 12 тысяч фрагментов костей около 60 оказались костяными инструментами для работы с кожей животных. В основном жители пещеры использовали кости диких кошек, песчанок и шакалов. Их нижние челюсти имеют форму лопатки, при помощи которых можно было чистить изнаночную сторону кожи от всего лишнего. Кости небольших животных были наиболее предпочтительными также потому, что не прокалывали кожу.

Нижние челюсти диких животных использовались для отделки материалов для изготовления одежды

Помимо костяных инструментов, в пещере было найдено много обычных костей животных. На многих из них есть следы снятия с них шкур, что является еще одним доказательством того, что древние люди умели делать одежду. Судя по возрасту останков, они освоили этот навык примерно 120 тысяч лет назад. Наши предки обзавелись новым умением весьма вовремя, потому что именно в это время климат на Земле стал очень холодным. Благодаря одежде люди могли не бояться морозов, охотиться и путешествовать как раньше. Само собой разумеется, первобытная одежда не могла обеспечить полноценное тепло. Выживанию людей также способствовало то, что они умели добывать огонь.

Внутри «пещеры контрабандистов»

История бисера: от ремесла к искусству

История бисера очень интересна. В древние времена бисером обычно были вышиты подол, ворот и обшлага рукавов. При раскопках древних захоронений, находящихся в Латвии, были найдены головные украшения, расписанные маленькими шариками из стекла

Остров Мурано стал центром производства этих изделий. Венецианское стекло широко распространялось во всем мире и приносило республике основной и весьма немалый доход. Отцом знаменитого путешественника Марко Поло был известный бисерных дел мастер.

Конечно, такой успех венецианских мастеров вызывал зависть у сопредельных государств и не только. Секрет изготовления бисера старались выведать всеми возможными способами, и Венеция была вынуждена даже принять особые законы, регламентирующие вывоз бисера за пределы страны.

Также запрещалось вывозить любое сырье для его изготовления, и даже осколки. Любой мастер, осмелившийся поделиться секретом, подвергался жестокому преследованию вплоть до смертной казни.

Однако, при всем при том, мастера-стеклодувы пользовались в государстве особым почетом и приравнивались к знати. Тщательно оберегался и секрет производства соды – основной добавки в стекольную массу, из которой изготовлялся бисер.

Однако, технический прогресс было не остановить, и, несмотря на тщательные предосторожности, у Венеции вскоре начали появляться конкуренты, которые нашли собственные способы изготовления стекла и бисера, не уступавшего по красоте и качеству венецианскому. И главными из них оказались богемские мастера

Богемский бисер постепенно почти полностью вытеснил венецианский с рынка

И главными из них оказались богемские мастера. Богемский бисер постепенно почти полностью вытеснил венецианский с рынка.

Однако конкуренция Богемии и Венеции, а также появление новых технологий, пошло только на пользу самому бисеру. Он становится все красивее и разнообразнее. Европейские города ежегодно проводят ярмарки, где бисер предстает во всем блеске своего великолепия.

Что касается России, то здесь долгое время так и не удается наладить собственное бисерное производство. Закупки бисера и стекляруса велись за границей, и их объемы постоянно увеличивались, тем не менее, дефицит по-прежнему оставался значительным. Решить эту проблему удалось только великому Ломоносову, которому удалось открыть в стране несколько фабрик по изготовлению бисера и стекляруса.

Однако после его смерти производство пришло в упадок, и бисер опять стали завозить из Богемии или Венеции.

Конечно, сохранялось мелкое кустарное производство. Однако, эта продукция оставляла желать лучшего. В 183 году Я.Б. Ронигер открывает в Одессе фабрику по производству бисера, но и ему не удается вытеснить с российского рынка иностранных поставщиков.

Это лишь краткая история бисера и бисероплетения. Если хорошенько покопаться в истории разных культур, то можно найти много интересного о техниках и сфере использования этого материала.

1104
Кристина
12 ноября 2011

1

Кристина
Все записи автора (1247)

Письмо на папирусе

Папирус, как материал для письма, начали применять в Древнем Египте (III век до н. э.). Свое название материал получил благодаря болотному растению Cyperus papyrus, из которого его изготавливали. На территории античных государств он появился примерно в VII веке до н. э. Описание технологии его изготовления есть у Теофаста.

Лист папируса по толщине был примерно таким же, как современный бумажный лист, а гладкой его поверхность делали с помощью полировки камнем или кусочком дерева твердых пород. Свитки из папируса хранить было проблематично, так как материал легко впитывал влагу, ломался, края листов быстро «мохнатились».

Писали на папирусной бумаге палочками из тростника, один конец которой был косо срезан. Линии разной толщины получались при наклоне палочки на разный угол. Для написания применяли черные чернила, на приготовление которых шла сажа и липкая сыворотка из крови. Чтобы писать заголовки, готовили красные чернила из красного мела и сыворотки. Оттуда и пришло название «красная строка».

Особенности и плетения

Плетение бабочки из бисера в разных техниках – способ создать оригинальное украшение. Начинающим мастерицам стоит использовать готовые схемы, чтобы освоить методику. Как плести бабочку из бисера, подскажут готовые разработки.

Мозаичное

Мозаичное плетение – гибкое, одновременно эластичное. Хорошо подходит для создания объемных украшений из нескольких элементов. При достаточном мастерстве оно позволяет создавать бисерные бабочки ювелирной точности.

Техника мозаичного плетения по схеме.

  1. Отмеряем нить длиной в 2 метра. Нанизываем первую бисеринку на расстоянии приблизительно в 15 см. Затем продеваем через нее леску 2 раза. Получится «стопор», который не дает остальным бисеринам сползать.
  1. Нанизываем бисер для первых 2 рядов, затем 1 бисеринку для третьего ряда. Проводим по леске до бисерины-стопора.

  1. Нанизываем следующую бисерину 3 ряда, пропускаем во 2 по счету бисерину, так же по направлению к бисерине – стопору. Повторяем процедуру до конца ряда. Если все правильно, край плетения будет напоминать кирпичную кладку (выступающие и «утопленные» бисерины).
  2. Для четвертого ряда снова нанизываем первую бисерину. Плетение делается по направлению от бисерины – стопора. Продеваем иглу через первую выступающую бисеринку. Продолжаем ряд, протягивая каждый раз иглу через следующие «выступающие» бисерины, до конца ряда.
  3. Следующие ряды плетутся по тому же принципу. Для каждого ряда направление иглы меняется (к бисерине-стопору или против нее).

Параллельное

Главная особенность такой техники – плетение делается двумя сторонами проволоки. Концы располагаются параллельно друг другу.

Алгоритм плетения:

  1. На проволоку нанизывают бисерины для 1 и 2 рядов плетения.
  2. Затем продеть один из концов проволоки через все бисерины 2 ряда, навстречу другому концу.
  3. После того, как второй ряд сделали, нужно взять в руку оба конца проволоки. Подтянуть все бисерины на середину проволоки, плотно.
  4. Все последующие ряды плетутся по такой же схеме.

Готовое полотно получается плоским, одновременно объемным.

Объемное

Объемное плетение хорошо подходит для создания фигурок животных, цветов. Алгоритм выполнения:

  1. Отрезаем от катушки отрезок проволоки нужной длины. Толщина желательно такая, чтобы 2 раза продеть ее в бисерину.
  2. Сгибаем проволоку точно посредине. Надеваем одну бисеринку на конец проволоки, вторую продеваем сквозь нее.
  3. Затягиваем проволоку так, чтобы бисерина была точно посередине.
  4. Для следующего ряда таким же образом вплетаем следующие 2 бисерины.

Источник фото: https://mobiser.ru/obemnoe-pletenie-biserom/

  1. Они лягут рядом с первым рядом, образуя эластичное полотно.

В такой технике плетется весь рисунок, по схеме.

Факт 5. Бисер на Руси имел особый статус

Веками бисер в России был только импортный, привезенный из Венеции или Германии. Вплоть до XV века у бисера была такая же ценность, как и у жемчуга или драгоценных камней. В XVIII веке появилась первая бисерная мастерская – ее открыл в Усть-Рудице М.В. Ломоносов. Бисерные украшения мастерской Ломоносова создавались исключительно для членов царской семьи и знати.

Любитель точных наук и прекрасного, Ломоносов до самой смерти пытался выйти на достойный объем продукции. Ученый изобрел особенную бисерную печь, улучшил технологию производства. Однако импорт замещение тогда было слабым, и за 10 лет существования его фабрика произвела всего несколько сот пудов бисера и менее сотни пудов стекляруса. После смерти Ломоносова мастерская закрылась.

В XVIII-XIX вв. в России появлялись и закрывались маленькие стеклодельные заводы, но никакого массового производства бисера так и не возникло.

В то же время многие именитые персоны не скрывали привязанности к бисеру и изделиям из него.

Бисерный чубук трубки Кутузова

Великий полководец, разумеется, не сидел с нитью, иглой и коробочкой бисера в ожидании очередной битвы. Чубук для трубки фельдмаршала оформили его дочери, вплетя в орнамент из виноградных лоз свои имена

Вышитое украшение для курительной трубки Кутузова хранится в Эрмитаже, привлекая внимание стеклянным декором, гравированным серебром и перламутровыми вставками

Стеклярусные обои Китайского кабинета в Ораниенбауме

Шитье из стекляруса в Китайском дворце ранее считали импортным изделием. Причиной тому служила надпись «de Chene» на одном из 12 панно. Надпись сочли названием французской мастерской, и лишь позднее выяснили, что де Шен – это фамилия актрисы, работавшей при императорском дворе. После окончания творческой карьеры де Шен увлеклась рукоделием, собрала лучших золотошвей и открыла собственную мастерскую. Актриса и ее помощницы-вышивальщицы создали уникальные панно.

Некоторые композиции для Стеклярусного кабинета придумала сама Екатерина II.

Факт 10. Африканское племя Ндбеле плетет бисерные украшения с XVIII века

Бисероплетением в племени занимаются женщины, они же служат аналогом передвижных витрин для уникальной продукции. Невероятной красоты изделия они создают и на продажу, и для себя – для девушек это символ принадлежности к племени. У представителей ндбеле необычная внешность и страсть к геометрическим орнаментам. Худых людей в племени недолюбливают, поэтому для наращивания массы тела приходится задействовать огромное количество украшений, порой на аксессуары уходит до 20-25 кг.

С таким декором меняется не только вес, но и походка. У мужчин и женщин ндбеле движения плавные и неторопливые.

Эстафета поколений стекольщиков

Знания о стекле, до того как они были формализованы и основаны на научных и технических исследованиях, были суммой опыта, проб, неудач и успехов. Процесс накопления знаний занял сотни лет. Она передавалась из поколения в поколение и тщательно оберегалась от конкуренции. Во многих центрах гильдии стеклоделов (первая такая гильдия была создана в Венеции в XIII веке) принимали в ученики только тех кандидатов, чьи отцы также были стеклоделами.

Лучшие мастера обладали и умели использовать множество талантов: пространственное воображение, чувство пропорций, способность выполнять математические расчеты и в то же время манипулировать светом таким образом, чтобы достичь эффекта, задуманного архитектором или дизайнером.

В Европе крупнейшие центры производства стекла были созданы в Германии, Франции, Скандинавии, Италии и Англии. Венецианское и английское стекло, в частности, славилось своим высоким качеством и уникальными оптическими свойствами. Венецианская семья Баровье бережно хранит традиции выплавки стекла и производства стеклянных изделий уже около 600 лет. Трудно найти семью с похожими традициями, независимо от вида ремесла.

Как стекло завоёвывало мир?

Первое застеклённое окно появилось в помещении греческой бани в Помпеях. Его размер составлял метр на полтора метра. Чуть позже небольшие окна появляются в залах для пиршества греческой знати. Причём, только с южной стороны. Но это – что касается мужчин. На женской половине жилья окон в то время вообще не полагалось.

Наибольший расцвет стекло переживает в Древнем Риме. Именно здесь окно появляется в том виде, в каком мы сейчас его знаем – помещённое в раму из металла. Чаще всего из бронзы. Тогда же появляются и первые «дамские» зеркала, предназначенные для женщин из числа римской знати.

Гораздо больший расцвет стекло переживает в средние века в Венеции. Причём изготавливается оно в самых разных видах — как оконное стекло, зеркала и изящная стеклянная посуда. Именно Венеция в XVI – XVII веках становится едва ли не мировым производителем стекла.

В то же самое время в домах простых людей стекло оставалось непозволительной роскошью. В роли оконного стекла здесь выступает обычный бычий пузырь, который натягивали на деревянные, небольшого размера рамы.
На территории России стекло начинает широко применяться в царствование династии Романовых. Именно тогда им начинают украшать входы в виде цветных витражей и даже фасад зданий. Первый стекольный завод был построен в середине XVII века в Воскресенске. Здесь из стекла начинают делать стеклянную посуду и украшают цветным стеклом дворцы знати.

При российском императоре Петре I в России действует уже шесть стекольных заводов. Однако у простого люда оконные стёкла по-прежнему заменяет промасленная бумага и пузырь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Магия красоты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: